Что изменится в Конституции РК после референдума
Поправки в Конституцию призваны только начать процесс изменения формы правления с суперпрезидентской на президентскую или в перспективе на смешанную парламентско-президентскую.
В классической форме президентская форма сосредотачивает большую часть полномочий как главы правительства, так и главы государства. При этом в теории суд, как и парламент при президентской форме правления, остается относительно не подконтрольным.
Почему ныне действующая система названа суперпрезидентской? Вероятно, по причине того, что все три ветви власти (парламент, суд и правительство), которые должны быть независимы друг от друга и работать как система сдержек и противовесов, сейчас по факту контролируются президентом.
Начнем с судебной системы
В нашей действующей редакции Конституции президент предлагает сенату кандидатуры для избрания председателя и судей Верховного суда Республики Казахстан, а председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности президентом республики по рекомендации Высшего судебного совета.
Сам же Высший судебный совет состоит из председателя и других лиц, назначаемых президентом страны.
Радикальных изменений в предлагаемых поправках по данному вопросу нет. Предлагается: председатель Высшего судебного совета назначается президентом республики с согласия сената парламента. Вместо сегодняшней нормы, когда высший судебный совет состоит из председателя и других лиц, назначаемых президентом республики.
Далее – правительство
Именно президент после консультаций с фракциями политических партий, представленных в мажилисе, вносит на рассмотрение палаты кандидатуру премьер-министра республики; с согласия мажилиса назначает на должность премьер-министра РК; освобождает от должности премьер-министра; по представлению премьер-министра определяет структуру правительства; по представлению премьер-министра, внесенному после консультаций с мажилисом парламента, назначает на должности членов правительства; самостоятельно назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел; освобождает от должностей членов правительства; принимает присягу членов правительства; при необходимости председательствует на заседаниях правительства по особо важным вопросам.
Изменений в этой части тоже нет, однако теперь президент не вправе отменять либо приостанавливать полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Тем не менее президент все также вправе освободить от должности указанных лиц.
И, наконец, парламент
Да, сейчас сокращено количество мест в мажилисе – 98 вместо 107. Также выборы будут проходить не только путем избрания по партийным спискам, когда после победы нескольких партий места распределяются пропорционально полученным этими партиями голосам.
Теперь появляется возможность голосовать и за конкретных кандидатов.
Важным является то обстоятельство, что глава государства будет не вправе возглавлять какую-либо партию. Если раньше президент фактически руководил самой большой партией в парламенте, то теперь глава государства формально не имеет рычагов воздействия на нее.
Тем не менее президент будет вправе распустить парламент, а также не стоит забывать, что кандидатура на должность председателя сената выдвигается президентом РК. Кандидатуры на должность председателя мажилиса выдвигаются депутатами палаты. Эти нормы также остались без изменения.
Новое
Интересным новшеством является то, что близкие родственники президента РК будут не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.
То есть речь идет о людях, имеющих общих предков с кем-то, связанных с ним отношением родства. Формально жена и ее родственники – это уже не родственники вовсе. В большинстве случаев, надо полагать, что в Казахстане муж и жена не имеют общих предков, хотя бы в пределах семи поколений, а, следовательно, родственниками не являются. Можно ли жене президента быть премьер-министром? А ее племяннику? Если буквально толковать нормы закона и смысл терминов, то можно.
Тем не менее важен сам факт того, что мы, хоть медленно и очень осторожно, но все же дрейфуем от суперпрезидентской формы немного подальше. Не исключено даже, что в сторону парламентско-президентской формы правления. Но это уже совсем другая история.
Пока, кажется, мы пробуем, насколько глубока кроличья нора. В пределах пяти лет стоит ждать новых изменений в Конституцию уже по результатам внедрения этих.