Как кино и косметические бренды влияют друг на друга
Когда в рекламе косметических брендов предлагают «поддаться эйфории» и нанести на лицо блестки и стразы, это не просто фигура речи, но и прямой отсыл к сериалу «Эйфория», где макияж стал полноправным участником (если не главным героем) фильма. С момента выхода сериала мейк его персонажей пытаются повторить тысячи пользователей Instagram: количество постов с хэштегом #euphoriamakeup давно превысило полмиллиона.
«Мыльные» брови, неоновые стрелки, подводка со стразами – сегодня это так же популярно, как 100 лет назад «глаза Греты Гарбо» или губы в форме сердечка, как у актрисы Клары Боул в немом фильме It: просто тогда не было Инстаграма, чтобы выложить модный образ. Рассказываем, как кино начало задавать тренды в макияже и продолжает делать это до сих пор.
Об авторе «платиновой блондинки»
Все началось с Макса Фактора. В 1908 году эмигрант из России (там его звали Максимилианом Факторовичем) открыл в Лос-Анджелесе косметический магазин. И не где-нибудь, а недалеко от киностудии. Очень скоро магазин становится популярным среди голливудских актрис: они замечают, что с гримом от Фактора они получаются на пленке гораздо лучше, чем с прежним – театральным. Сам визажист скажет, что театральный грим на основе жира в кино выглядит «омерзительно и пугающе», придумает специальный жидкий крем, 12 оттенков, который поможет актерам выглядеть более натурально даже на крупных планах.
Есть история о режиссере Сэме Вуде и актрисе Жозефине Данн: во время съемок фильма «Пленительная юность» (1926 г.) Вуд заметил, что кожа Данн (по сюжету – девушки из высшего общества) выгодно отличается от кожи ее коллег по площадке. Актриса поделилась секретом: все дело в креме, который для нее сделал Макс Фактор. Вскоре волшебную тональную основу получат и другие участники «фабрики грез», а Фактора, задолго до появления на премии «Оскар» специальной номинации за лучший грим и прически, наградят за вклад в развитие кинематографа.
Знаменитый визажист всегда хотел сделать красивыми не только актрис, но и обычных женщин. Другое дело, что в начале XX века делать макияж позволялось лишь артисткам и…проституткам: считалось, что порядочная женщина не должна «раскрашивать» лицо. Фактор сумел изменить это положение вещей: с 1916 года все разработанные им средства начали появляться в его магазине одновременно с выходом фильма, где они использовались. Таким образом, поклонницы голливудских актрис могли сразу скопировать образы своих любимых героинь.
Именно так в мире появились тысячи платиновых блондинок с соответствующим макияжем: это Макс Фактор придумал новый цвет волос для молодой актрисы Джин Харлоу. Она станет первой платиновой блондинкой в истории кино, а ее образ – самым знаменитым примером работы Макса Фактора, хотя в его послужном списке значатся и рыжие локоны Риты Хейвурд, и светлый тональный крем для смуглого Рудольфа Валентино, и даже грим актера Бориса Карлоффа для роли Франкенштейна.
Самое интересное, что платиновый блонд популярен в Голливуде до сих пор: одни из самых запомнившихся образов последних лет – Кристина Агилера и Дженнифер Лоуренс.
Семь примеров «культового макияжа» в кино
Дело Макса Фактора продолжат другие гримеры (в кино) и другие косметические компании (в жизни). И если есть культовые наряды в истории кинематографа, то с таким же успехом можно говорить о примерах «культового макияжа», которые задавали новые тренды.
Мэрилин Монро, «Джентльмены предпочитают блондинок», 1953 г. Все тот же платиновый блонд, бледно-персиковые румяна, чтобы лицо выглядело свежим и отдохнувшим, яркие пухлые губы и аккуратные стрелки на глазах. Не забыть накладные ресницы.
Грейс Келли, «Окно во двор», 1954 г. Описать сдержанный макияж будущей принцессы Монако очень сложно, повторить – практически невозможно, если не ухаживать за своей кожей так, как это делала знаменитая «хичкоковская блондинка».
Одри Хепберн, «Завтрак у Тиффани», 1961 г. Густые «соболиные брови», светлые тени и широкие яркие стрелки на глазах, черная тушь – чтобы подчеркнуть «взгляд олененка».
Брижит Бардо, «Частная жизнь», 1962 г. И сегодня – один из самых популярных запросов на косметических форумах. Может, потому, что он достаточно простой и при этом – очень эффектный. Главный элемент – стрелки в технике «кошачий глаз».
Элизабет Тейлор, «Клеопатра», 1963 г. Классика smoky eyes. Больше нечего добавить.
Лайза Минелли, «Кабаре», 1972 г. Самое интересное в образе – даже не мушка на щеке, а «паукообразные» ресницы. Можно взять искусственные ресницы пучками, а можно покрасить собственные: в несколько слоев и неаккуратно.
Ума Турман, «Криминальное чтиво», 1994 г. Черные волосы со стрижкой каре, серая подводка для глаз, темные губы, бордовые ногти. Именно с этим образом косметические компании связывают небывалый успех в 1990-х лака для ногтей и помады цвета спелой вишни.
Помада для «Дивергента»
К слову, марка Urban Decay выпустила к 20-летию фильма коллекцию макияжа, которая так и называлась – Pulp Fiction («Криминальное чтиво»). И это – еще одна часть истории отношений кино и сериалов и «мейка». С некоторых пор они активно дополняют друг друга, и еще вопрос, кто кого больше рекламирует.
Вот лишь несколько примеров.
«Сумерки». Есть специальный бренд, посвященный вампирской саге, – Twilight Beauty Cosmetics. Среди коллекций особенно выделялась Volturi: яркие оттенки, блески (в том числе для тела), парфюм – самый большой и могущественный клан вампиров надо уважать.
«Половое воспитание». Популярный сериал Netflix вдохновил известный американский бренд косметики Nyx Professional Makeup на создание веселенькой коллекции макияжа. Впрочем, для Nyx это не первый опыт: они уже выпускали средства для «мейка» по мотивам сериала «Леденящие душу приключения Сабрины».
«Дивергент». «Мы впервые сотрудничаем с кинопроизводителями, – сказала перед выходом ограниченной коллекции, посвященной фантастическому фильму, глава коммерческого отдела косметического гиганта Sephora Маргарита Арриагада (Margarita Arriagada). – Фильм рассказывает о силе женщины и раскрывает темы, близкие по духу нашей компании». Линия (тени, румяна, блески для губ) была хороша и сама по себе, независимо от фильма.
Marvel Studios. Марка Urban Decay сделала коллекцию макияжа, вдохновленную новой командой космических героев Marvel. Палетка теней насыщенных оттенков, карандаши для глаз, хайлайтеры и т.д. В активе Urban Decay есть еще коллекция к «Алисе в стране чудес», но, ко всеобщему разочарованию, марка не стала выпускать новые продукты, а просто собрала в одну коллекцию все подходящее из предыдущих.
Ну и, конечно, «Эмили в Париже». Сотрудничество с французским брендом Lancome было неизбежным: исполнительница главной роли Лили Коллинз уже много лет – официальное лицо марки, и грех было упустить такой шанс. Палетка теней (12 оттенков), аромат Idole, тушь, помады и прочее – все с изображением Эйфелевой башни. Вернее, с брелком в виде Эйфелевой башни.
Самое интересное: о перспективах «развития отношений» декоративной косметики с кино и сериалами говорит любопытный факт – кроме официальных коллекций, есть и «самодельные» фанатские. Так, на сайтах типа Etsy с успехом продаются инди-лаки (то есть смеси разных лаков для ногтей), созданные поклонниками фильмов, обойденных вниманием косметических компаний.