Новый «Топ Ган», мультик от Pixar «Я краснею» и казахстанские комедии
Благодаря всего лишь двум американским кинохитам – крутому авиаэкшену «Топ Ган: Мэверик» с Томом Крузом и Майлзом Теллером в главных ролях, а также нежной подростковой ленте о принятии себя, своего тела и нового возраста «Я краснею», кажется, что у кинозрителей сейчас большой выбор – есть что посмотреть. А для тех, кто уже успел ознакомиться с этими новинками, всегда найдутся отечественные картины, одна из них – это комедия Аскара Бисембина «Келiн особого назначения» с Диной Тасбулатовой, которая держится в сетке уже третью неделю.
Внимание! В тексте множество спойлеров!
«Топ Ган: Мэверик» с Томом Крузом
2 июня в местный прокат вышло продолжение легендарного экшна 80-х о выпускниках элитной пилотной школы американского ВМФ «Топ Ган». Главную роль в обоих фильмах играет Том Круз, только теперь вместо 24-летнего хулигана по кличке Бродяга, одинаково хорошо разбирающегося как в крутых истребителях, так и в сексапильных инструкторшах, уже 60-летний капитан Пит Митчелл с тем же позывным Мэверик (когда-то в русском дубляже Мэверика перевели как Бродягу, теперь этого делать не стали и оставили как есть, в англоязычном варианте). 36 лет назад Митчелл прошел в «Топ Гане» курс молодого бойца, показал всем свой класс, но во время выполнения боевого задания потерял лучшего друга и напарника, Гуся – Ника Брэдшоу, с тех пор авиация для него не точка карьерного роста, а скорее возможность спрятаться от всех своих проблем там, где его никто не достанет – в небе, поэтому когда его сокурсники уже командуют авиацией Тихоокеанского флота (речь о его старом друге-сопернике Айсмене в исполнении Вэла Килмера), он все еще ходит в капитанах. Но обо всем по порядку.
Зритель застает Бродягу на боевом посту – несмотря на свой солидный возраст и заслуги, Пит Митчелл все еще в строю и все также испытывает самолеты. Американцы, хоть и не эйджисты вовсе, но даже Мэверику – легенде авиации – пенсия уже машет уютным пледом и теплыми тапочками, а чтобы оттянуть ее хоть немного, пилоту дают задание. Он должен за пару недель подготовить новое поколение «Топ Гана» к практически невыполнимой миссии — летчики-истребители должны добраться до спрятанного в горах производства по изготовлению смертоносного оружия и разбомбить его. Цель сложнейшая – вокруг ракетные установки, патрули из вражеских истребителей и скалы, которые глушат связь. Но самое ужасное не это, а другое – среди молодых курсантов есть пилот с позывным Задира, который оказывается сыном Гуся, того самого погибшего друга (его играет Майлз Теллер). А лишать семью Брэдшоу еще одного мужчины у Мэверика нет права. Так что же он предпримет?
Режиссеру нового «Топ Гана» Джозефу Косински (ранее он был известен работой над проектами «Трон: Наследие» и «Обливион» с Томом Крузом) удалось снять превосходный экшен, в лучших традициях олдскульного кино от Тони Скотта (снимавшего оригинальный фильм). «Топ Ган» Косински получился прекрасной ветеранской сказкой о том, что старости не существует, возраста нет, а человека никогда не сможет заменить машина, какими бы крутыми не стали новые технологии. Вышло сентиментально, красиво и с большим уважением к тому кино, которое любили все зрители – от самых простых обывателей до душных снобов. Об этом говорит и реакция на эту картину – ее премьера состоялась на Каннском кинофестивале этого года (взыскательнее публику и не найти), Крузу, продемонстрировавшему в картине отличную физическую и актерскую форму, там аплодировали стоя и наградили почетной «Золотой пальмовой ветвью» за заслуги в кино, а теперь, когда проект вышел в мировой прокат, блокбастер тонет в восторгах и положительной критике: на Rotten Tomatoes у него высокий рейтинг – 97% одобрения от критиков и 99% – от обычной аудитории. В кинотеатрах новые приключения пилотов-истребителей из элитной школы ВМС США уже две недели бьют рекорды: при бюджете в $170 млн он уже заработал $583 млн и до конца проката точно соберет свой миллиард.
Согласно легенде, продюсер проекта Джерри Брукхаймер решил снять первый «Топ Ган», когда ему на глаза попалась фотография из 50-х – там был запечатлен Джеймс Дин в стильной черной кожаной куртке. А когда Брукхаймер прочел еще и заметку об элитной авиашколе, пазлы сошлись, и он решил, что неплохо было бы это совместить и вновь ввести моду на военные профессии и стиль 50-х, но уже в новой интерпретации. Так и получилось: молодой Том Круз в своих знаменитых «рэй-бенах», белой майке, куртке цвета хаки и армейских ботинках тут же стал секс-символом, а летчики – одной из самых сексуальных профессий. Лента Косински вводит новую моду на зрелость. Не случайно даже романтическая линия здесь не у Майлза Теллера с сексапильной красоткой лет 25, а у Круза с 51-летней и по-прежнему потрясающей Дженнифер Коннелли (она та самая адмиральская дочь, упомянутая в первом фильме).
Новый «Топ Ган» будто бы говорит: у каждого периода жизни свои прелести. У вас задор и энергия, а у нас опыт, у молодых актеров, как Теллер, миллионы подписчиков в соцсетях, а у Круза несокрушимый личный бренд и та самая актерская харизма большой звезды класса А, которая вытащит в кинотеатр даже того, кто давно все смотрит дома на ноутбуке. У вас политика инклюзивности (все герои введены согласно новой этике, но сделано это очень органично), а у нас старые-добрые ухаживания и романтика. Вы умеете летать на истребителях нового поколения, а мы еще и на допотопном старье, и то и другое круто, ведь главное в воздухе – это не машина, а человек, который ею управляет.
Того, кто смотрел недавний казахстанский фильм «Время патриотов» (его называли местной версией «Топ Гана»), все время не покидало ощущение, что он стал драфтом для «Мэверика», ведь в идеале наш авиаэкшен должен был выглядеть именно так, как выглядит новый «Топ Ган» (верим, что на уровне сценария это было возможно). Даже неуклюжая фраза из «Времени патриотов» про то, что «бой берет не машина, бой берет голова», по сути, то же самое, что говорят в «Топ Гане» о человеческом факторе в авиации.
Но вернемся к работе Косински: он не только создал отличный современный экшен с фантастически красивыми спецэффектами, умопомрачительными воздушными боями и сценарием, который держит зрителя в напряжении до самого финала, а еще и умело обыграл старый фильм, повторив и проапгрейдив в своей картине некоторые эпизоды из первой части. Например, это массовые сцены в баре с выпивающими и поющими пилотами, фрагменты с пляжным волейболом, где парни демонстрируют свою идеальную физическую форму, там каждого хоть сейчас на обложку мужского журнала. Режиссер даже отдал дань уважения Вэлу Килмеру (игравшему соперника Мэверика, а потом его друга): актер тяжело болен (и в кадре, и в жизни) и уже не может говорить, но у них получилась одна очень трогательная сцена почти без слов.
Командная работа всех департаментов – от режиссера, актеров (очень хорош не только Круз, но и Теллер) до сценаристов, оператора (им стал постоянный партнер Косински, чилиец Клаудио Миранда, к слову, лауреат «Оскара» за «Жизнь Пи»), специалистов по компьютерной графике и композиторов (в их числе даже Леди Гага) – сделала свое дело. Вышло хорошее зрительское кино, простое, слегка наивное, но крепко держащее внимание зрителя все 2 часа 10 минут. У него один минус – оно может стать началом новой эпохи в Голливуде, когда, оценив успех перезапущенного старого хита, продюсеры достанут все успешные фильмы 80-х и 90-х и всем сделают сиквелы. Уже страшно.
«Я краснею»
2 июня в казахстанских кинотеатрах появился долгожданный диснеевский релиз – новая анимационная лента от студии Pixar, которая должна была выйти в прокат еще весной, но из-за начавшейся войны в Украине и поменявшейся схемы дистрибуции (на этот раз он без участия россиян) мы увидели ее на большом экране только сейчас. Ожидание того стоило – это великолепная картина о взрослении, сложностях и прелестях пубертата и вечном – детско-родительских отношениях. Как отчитывается студия во всех своих пресс-релизах, это 25-й по счету полнометражный фильм от Pixar, второй пиксаровский проект, где режиссером является женщина (здесь работала 32-летняя канадская китаянка Доми Ши), первый мульт, где действие происходит в Канаде, и второй, в котором главным героем является азиатский ребенок (первым был «Вверх», выпущенный на экраны в 2009 году). Силу дайверсити и его необходимость оцениваешь сполна, когда видишь на экране азиатскую девочку с проблемами, понятными тебе, твоим соотечественникам (особенно соотечественницам) и, пожалуй, представителям всех восточных культур, в которых личное мнение всегда находится позади коллективного – например, мнения твоей семьи и родственников.
Главной героиней «Я краснею» является 13-летняя жительница Торонто, китаянка по происхождению по имени Мэйлинь, или как ее называют друзья – Мэй. Она, как и все юные китаянки, воспитывается в строгости и под жестким контролем гиперопекающих родителей – она должна получать только пятерки, денно и нощно помогать семье и даже в свободное время у нее не должно быть никаких лишних мыслей ни о мальчиках, ни о тинейджерских глупостях вроде концертов – только учеба, работа в семейном храме и мечты о прекрасном будущем. Мэй будто бы тот самый ребенок, о которых писала китайская профессорка Гарварда Эми Чуа, выпустившая несколько лет назад свой литературный триллер о воспитании – «Боевой гимн матери-тигрицы». Книга стала бестселлером и наделала много шума благодаря изложенному там жесткому подходу: «если хочешь, чтобы у тебя вырос вундеркинд, – гласит произведение, – не спускай с ребенка ни секунды внимания, требуй, требуй и еще раз требуй». А если ты не просто китаянка, а еще и представительница древнего рода, как Мэй, то век воли не видать. Вся твоя жизнь станет одной бесконечной попыткой заслужить одобрение со стороны предков, как ныне живущих, так и тех, кто давно уже ушел в вечность.
Между тем Мэй – обычная девчонка из Торонто: у нее веселые подружки, они без умолку болтают, слушают музыку, поют, рисуют фанфики, страдают по придуманным крашам – продавцам из соседнего магазина и мечтают попасть на концерт любимой кей-поп-группы (песни для выдуманного бэнда 4*Town придумали кумиры зумеров – Билли Айлиш и ее брат Финнеас О’Коннелл). Когда мама Мэй обнаруживает тайный дневник дочери с ее незрелыми эротическими фантазиями, она устраивает ей такой грандиозный скандал, что девочка обнаруживает, что она умеет злиться, а еще понимает страшное – когда Мэй испытывает злость, волнуется, переживает или испытывает любые сильные эмоции, она превращается в огромную красную панду. Этот дар, больше похожий на проклятье, передался ей по материнской линии, и что делать с ним – она совершенно не знает. А тут еще концерт любимой группы на носу. На помощь придут родственники и великое умение принимать себя во всем многообразии.
«Я краснею» — это душещипательная, тонкая и честная история о пубертате, об отношениях со своим телом и эмоциями в период полового созревания, когда организм переживает гормональный всплеск и все подростки начинают чувствовать себя инопланетными существами, повезет если пандой, а не Кинг-Конгом или Халком. Это психологичный, но при этом легкий, не скучный мультфильм о взрослении и первой попытке сепарации от родителей. Прекрасный проект для любого возраста – от самых маленьких (они развлекутся, глядя на панду) до самых взрослых родителей.
«Келiн особого назначения» с Диной Тасбулатовой
19 мая в прокат вышла новая комедия Аскара Бисембина «Келiн особого назначения» – это уже, кажется, седьмой полнометражный проект режиссера, на этот раз он нравится зрителям так, что на него ходят уже третью неделю проката. При нынешнем выборе, когда в расписании сразу несколько казахстанских фильмов – от исторического блокбастера о Касым-хане, молодежной TikTok-комедии «Aool House» до спортивной драмы «Алга» и еще двух комедийных проектов (речь о «Джохане» и «Розыгрыше по-казахски»), о первых трех мы подробно писали, это, как минимум, удивительно. Попытаемся разобраться, что же людям симпатично в «Келiн особого назначения».
Как известно, для отечественного кино слово «келiн» (то есть «невестка» с казахского) – магическое, оно чуть ли не гарантированно приносит хорошую кассу и предвещает что-то смешное – к примеру, у Нуртаса Адамбая образовалась целая франшиза, посвященная придуманной им популярной героине – келинке Сабине, Аскар Узабаев тоже снял две части душещипательной комедии «Келинка тоже человек» и обе были успешны в прокате. Бисембин тоже решил внести свой вклад в келинологию и снял новую историю о казахской невестке. Главная героиня пока еще ничья не келинка, а красивая, незамужняя девушка по имени Асель, которая вошла в тот самый опасный возраст, когда у всех окружающих один вопрос к ней: а замуж когда? Но Асель наплевать на чужое мнение, дама она независимая, умная и очень сильная, и это не фигурально, а буквально, ведь она – офицер Комитета национальной безопасности и боец особого назначения (главная роль досталась Дине Тасбулатовой, у которой, к счастью, масса проектов, и она только и успевает сняться то в одном, то в другом фильме). Замуж Асель не хочет, ну только если не ради поимки опасного преступника, тогда она готова выйти за первого попавшегося ей аульского парня (его играет Рустем Жаныаманов).
Бисембин, учившийся сценарному делу и режиссерскому мастерству в Америке, мог бы снимать комедии, отличные от других, но он зачем-то пытается сделать, как все – для того чтобы взломать тот самый код, дающий доступ к сердцу нашего зрителя, он сочиняет историю и все в ней выглядит понарошку, тут вроде бы есть все элементы народного кино: и келинка, и свекровь, требующая поклоны в знак уважения, и аул, и простой, но хороший парень, но во всю эту историю не верится ни секунды. А ведь смешно получается тогда, когда правдиво и жизненно, как, например в недавнем «Кушiк куда», о котором мы писали.
Амбициозная алматинка Асель, которая привыкла работать в брутальном коллективе, легко командует мужчинами, владеет боевыми искусствами и любому может дать отпор, и скромный, тихий аульский фермер Ерлан – это две вселенные, которые в реальной жизни никогда не пересекутся. Но это не означает, что такая девушка, как Асель, не могла бы выйти за простого парня и захотеть «обычного женского счастья», это просто сценаристы недостаточно хорошо поработали. У аульского участкового, спортсмена, да даже местного хулигана с Асель и то было бы больше шансов, чем у стеснительного арбузовода. А если сценаристы и хотели построить историю любви на контрасте, то и в этом случае герой должен был быть другой, с которым у героини все ровно наоборот и они этим дополняют друг друга. А у героев Дины и Рустема нет ничего того, чтобы их связывало или, наоборот, отдаляло – это как арбуз и автомобиль «Тойота Камри», над которым здесь много шутят, это явления разного порядка.
Интересно, что «Келiн особого назначения» – это история хоть и про женщину, но в фильме она все равно выглядит несамостоятельной фигурой, а лишь той, кто воплощает мечты мужчин – для одного стала женой и после трех дней тяжелого труда в селе внезапно полюбила его родственников, для другого – стала нормальной «дочерью», вышла, наконец, замуж и дала погулять на кудалыке и так далее. А что хочет сама Асель – так и непонятно, даже после титров. Видимо, хотела она «простого женского счастья» – жить с любимым в ауле, целыми днями готовя, подметая двор и раздавая поклоны свекрови.
Сценарии в нашем кино пишут мужчины, и их неутомимая вера в то, что полюбить друг друга могут персонажи из разных вселенных, причем это всегда у них происходит внезапно, просто так и безо всякого развития отношений, достойна целого социологического исследования.
Так почему же людям нравится эта комедия? Наверное, потому, что это легкое кино, в котором можно, если постараться, найти смешные шутки, а если уж покорпеть основательно, то и любовь. К тому же оно обнадеживает всех мечтателей, не нашедших еще свою пару, оно будто бы говорит – если влюбишься в прекрасного человека, пусть даже из совсем другого мира, у тебя все равно есть шанс: вот у Асель с Ерланом же получилось, и у тебя получится.