«В будущем доля казахстанского содержания в закупках компании может составить 90%»

Опубликовано
В последнее время правительство уделяет пристальное внимание вопросу казахстанского содержания в закупках национальных компаний и недропользователей. По итогам 2008 года доля казахстанского содержания в закупках АО НК «КазМунайГаз» составляет 76%, и этот показатель будет увеличиваться. О том, как будет повышаться доля казахстанского содержания в проектах КМГ, в беседе с «Къ» рассказал глава нацкомпании Кайргельды Кабылдин.

«В будущем доля казахстанского содержания в закупках компании может составить 90%»В последнее время правительство уделяет пристальное внимание вопросу казахстанского содержания в закупках национальных компаний и недропользователей. По итогам 2008 года доля казахстанского содержания в закупках АО НК «КазМунайГаз» составляет 76%, и этот показатель будет увеличиваться. О том, как будет повышаться доля казахстанского содержания в проектах КМГ, в беседе с «Къ» рассказал глава нацкомпании Кайргельды Кабылдин.

— Кайргельды Максутович, какие действия предпринимает национальная компания для решения задачи, поставленной главой государства, по расширению казахстанского содержания?
— Общий объем закупок товаров, работ и услуг дочерних организаций компании АО НК «КазМунайГаз» по итогам прошлого года составил 142 млрд тенге, при этом у казахстанских поставщиков закуплено товаров, работ и услуг на сумму более 108 млрд тенге, что составило более 76%. В перспективе этот показатель, конечно, будет расти.
В соответствии с поручением главы государства по расширению казахстанского содержания «КазМунайГаз» проводит большую работу. За счет организации производства нефтегазового оборудования и техники на отечественных заводах значительно обновлен парк техники и оборудования. Учитывая, что большая часть оборудования, применяемого в производственной деятельности компании, имеет достаточно высокую норму износа, процесс его обновления носит постоянный характер.
Для увеличения доли казахстанского содержания КМГ предпринимает ряд мер. В частности, мы заключили меморандум о намерениях по взаимному сотрудничеству с АО НК «Казахстан инжиниринг» и акиматом Павлодарской области. Кроме того, нами с 1998 года ежегодно разрабатывается и реализуется «Программа освоения новых видов нефтегазового оборудования на заводах Республики Казахстан». В рамках данной программы было освоено производство более 300 видов нефтегазового оборудования. На период с 2009 по 2011 год нами разработана и реализуется «Программа по содействию группы компаний АО НК «КазМунайГаз» развитию нефтегазового машиностроения в Республике Казахстан».

— Что представляет собой эта программа?
— Данная программа является продолжением работы по развитию взаимодействия машиностроительного и нефтегазового комплексов в рамках реализации «Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года». Ее основная цель — систематизировать процесс закупок и способствовать развитию отечественного нефтегазового машиностроения. Это очень удобно. В частности, в программе указаны предприятия-производители, у которых можно приобрести ту или иную продукцию, точно указан ассортимент выпускаемой продукции, указаны потенциальные потребители в группе компаний КМГ и необходимое количество изделий. Фактически, она дает возможность закупать продукцию напрямую у заводов-изготовителей и избавляет нас от необходимости рассматривать заявки производителей других стран.

— Некоторые недропользователи аргументируют свое нежелание увеличивать долю казахстанских товаров их неконкурентоспособностью, дороговизной и отсутствием ряда производств. Как Вы относитесь к подобным высказываниям?
— На мой взгляд, проблема конкурентоспособности отечественных предприятий и их продукции выражается в производстве отечественных товаров и услуг, не соответствующих международным стандартам качества, нехватке современного производственного оборудования и технологий, отсутствии опыта в производстве оборудования для эксплуатации на морском шельфе.
Как показывает практика, казахстанские машиностроительные заводы не всегда оперативно реагируют на запросы и изменения рынка нефтегазового оборудования. На самом деле это дилемма между качеством поставляемой продукции и необходимостью развивать отечественное машиностроение посредством обеспечения сбыта. Поэтому мы рассматриваем каждое приобретение индивидуально. Там, где речь идет об оборудовании, которое не используется в критических зонах, где высоки технологические и экологические риски, там мы можем с пониманием отнестись к качеству в пользу отечественных производителей.
Были случаи, когда компания проводила работу с поставщиком продукции, не отличающейся первоначально высоким качеством. Мы решали вопрос о доведении этой продукции до необходимого уровня путем опытно-промышленной эксплуатации, хотя первые образцы были далеки от совершенства.
Одной из главных причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции является отсутствие у казахстанских машиностроительных предприятий достаточного объема оборотных средств, что препятствует эффективному техническому перевооружению и заблаговременной закупке материалов и комплектующих. Также сказывается отсутствие серьезной научно-конструкторской базы.

— Как Вы думаете, снизятся ли в перспективе цены на казахстанские товары? Что для этого нужно?
— Да, я думаю, возможность для снижения существует. Все зависит от себестоимости продукции, на что оказывают влияние несколько факторов: таможенные пошлины на материалы и комплектующие, цены на энергоносители, процентные ставки по привлеченным средствам, ставки налогов, курс национальной валюты.
Кроме того, снижению цен на казахстанские товары и переоснащению заводов может способствовать уменьшение сроков амортизации для оборудования, на котором выпускается продукция. Вообще, вопрос технического переоснащения отечественных предприятий — один из важнейших на сегодняшний день. Мы все понимаем, что на старом оборудовании невозможно производить высокотехнологичную продукцию, которая отвечала бы всем необходимым требованиям.
Учитывая, что цены казахстанских производителей зачастую выше цен зарубежных поставщиков, а также наличие условной ценовой скидки для отечественных поставщиков, увеличение казахстанского содержания увеличивает расходы КМГ. Низкое качество выпускаемой продукции в конечном итоге приводит к увеличению затрат компании, так как вынуждает отвлекать дополнительные средства на ремонт или замену некачественного оборудования.
В этой связи казахстанским предприятиям, в первую очередь, необходимо продолжить работу по освоению международных стандартов, сертификации производства и обеспечению конкурентоспособности выпускаемой продукции с импортными аналогами. Также отечественным производителям необходимо активизировать работу по обеспечению сервисного обслуживания и ремонта поставляемого оборудования.
В этом направлении «КазМунайГаз» готов оказывать казахстанским предприятиям необходимую поддержку.

— Правительство заключило меморандумы с некоторыми недропользователями по увеличению казахстанского содержания в закупках. Насколько готовы отечественные производители обеспечить продукцией внезапно увеличившийся спрос?
— Мы подробно изучаем казахстанский рынок машиностроения. Конечно, недостаток определенных видов продукции есть. Но в целом на сегодняшний день наблюдается конкуренция в отдельных видах продукции, что вызвано присутствием иностранных компаний в регионах. При этом некоторые производители соответствуют современному уровню, отвечают международным стандартам качества и имеют опыт сотрудничества с западными компаниями.
Так, хотелось бы отметить, что в текущем году ожидается значительный рост казахстанского содержания, в значительной степени связанный с вводом в действие завода ТОО «KSP Steel» в Павлодаре по выпуску стальных бесшовных труб. Сотрудничество с данным заводом позволит увеличить товарную составляющую закупок до 68% при прошлогодних 20%. Так, например, АО «РД «КМГ» уже приступило к закупке трубной продукции у ТОО «KSP Steel». В частности, было закуплено 4 102 тонны насосно-компрессорных труб. Более того, был заключен ряд меморандумов с KSP Steel по дополнительной поставке трубной продукции на сумму более 2 млрд тенге. Другие дочерние компании «КазМунайГаза» также планируют закупать продукцию у данного завода.
В то же время на базе АО «Алматынефтехим» летом этого года планируется открытие нового производства химических реагентов в городе Атырау. Это даст нам возможность покрыть большую часть потребности «КазМунайГаза» в химреагентах.
Я уверен, что реализация данных планов позволит нам в будущем увеличить товарную составляющую в закупках до 90%, что тоже не является для нас пределом. В области закупок работ и услуг мы уже давно вплотную приблизились к 100 процентам казахстанского содержания.
Вообще казахстанские предприятия по мере увеличения своего производственного потенциала переходят на выпуск более наукоемких и высокотехнологичных видов оборудования по принципу «от простого к сложному». Это мобильные буровые установки, печи подогрева нефти, центробежные насосы и электродвигатели мощностью до 100 кВт. Все перечисленные виды оборудования, равно как и многие другие, ранее не производились в Казахстане.

— Множество нареканий у производителей вызывает и проведение тендеров в добывающих компаниях. В частности, их обвиняют в непрозрачности и лоббировании интересов отдельных фирм. Каким образом, по-вашему, можно обеспечить прозрачность проводимых тендеров?
— Я считаю, что открытость и прозрачность тендерных процедур можно обеспечить путем более широкого информирования в СМИ отечественных производителей товаров, работ и услуг. Кроме того, необходима максимальная экономия и эффективность при закупке товаров и услуг заказчиками тендеров и добросовестная конкуренция среди участников. Немаловажную роль играет объективная и беспристрастная оценка тендерных предложений. Одновременно для обеспечения прозрачности нужно предоставить потенциальным поставщикам, принявшим участие в тендере, анализ его итогов, а также обеспечить размещение протоколов и итогов тендера на веб-сайте компании. В группе компаний холдинга ФНБ «Самрук-Казына» этот вопрос уже решен путем принятия единых правил осуществления закупок, где все это учтено.

— Сегодня чиновники активно обсуждают единую методику расчета казахстанского содержания. Глава Минэнерго Сауат Мынбаев на презентации законопроекта «О недрах и недропользовании» отметил, что само понятие «казахстанское содержание» законодательно не закреплено, поэтому каждая компания реализует эту норму на свое усмотрение. Что, на Ваш взгляд, является базовым определением казахстанского содержания?
— Текущее толкование понятия «казахстанское содержание» не всегда позволяет объективно и точно оценить объемы поставляемых казахстанскими производителями товаров и услуг, а также объемы других выплат. Как следствие, возникает проблема адекватности информации, представляемой компаниями в их отчетности.
Как мне кажется, необходима более глубокая оценка вклада казахстанских производителей в конечную стоимость поставляемой продукции. Также необходимо учитывать долю заработной платы задействованных казахстанских кадров при исполнении контрактов на поставку работ и услуг. Обязательно с разбивкой по категориям персонала, с указанием отдельного процентного содержания по каждой категории в соотношении с иностранным персоналом. Количество иностранного персонала должно снижаться ежегодно по мере реализации обязательных программ обучения и повышения квалификации казахстанских кадров.
Кроме того, необходимо также учитывать стоимость товаров, работ и услуг казахстанского происхождения, приобретаемых посредством заключения договоров субподряда, от общей стоимости.

— С какими проблемами приходится сталкиваться КМГ сегодня, и каковы пути их решения?
— Их несколько. Сегодня при сравнительно большом количестве компаний отечественный сервисный сектор уступает иностранному, особенно по ассортименту оказываемых услуг и эффективности применяемых технологий. Это определяется отсутствием глубоких связей с наукой, слабой технической оснащенностью, низким качеством и эффективностью работы, дефицитом оборотных средств и квалифицированных кадров, срывом сроков поставок.
Многие машиностроительные компании не ориентированы на освоение продукции для морских проектов, к освоению которых мы интенсивно приступаем. Не всеми осваиваются западные стандарты, такие как API, ASME, EN и т.д., недостаточно развита кооперация между машиностроительными предприятиями. Таким образом, создаются условия, при которых казахстанские компании не имеют возможности выступать в роли генерального подрядчика, а лишь осуществляют поставку товаров, работ и услуг в качестве субподрядчиков.
Хотелось бы выразить надежду, что предпринимаемые нами совместные усилия позволят создать прочную основу для дальнейшего роста нефтегазового и машиностроительного комплексов республики.

— Каковы планы КМГ по увеличению казахстанского содержания?
— Мы рассматриваем несколько вариантов по организации производства магистральных труб среднего и большого диаметра в нашей стране. Одним из них является продолжение сотрудничества с Актауским заводом спиральношовных труб. В настоящее время на заводе происходит наладка оборудования, и мы надеемся, что до конца текущего года он сможет начать производство трубной продукции, соответствующей стандартам, применяемым в нефтегазотранспортной отрасли.
В то же время возможно дооснащение некоторых казахстанских заводов, что позволит выпускать бесшовные трубы среднего диаметра. Мы рассматриваем и эту возможность.
В области производства химреагентов мы сотрудничаем с ТОО «Рауан», тесно связанным с Атырау-
ским нефтеперерабатывающим заводом, и ТОО «Алматынефтехим», которое планирует летом этого года запустить производство химреагентов в Атырау. Также мы планируем привлечь к сотрудничеству АО «Каустик» из Павлодара. Это станет предметом конкретного разговора в рамках Форума поставщиков Тенгизского, Карачаганакского и Северокаспийского проектов, который целиком посвящен этой тематике и, по инициативе КМГ как полномочного органа, состоится в мае текущего года.
В целом мы обязуемся увеличивать казахстанское содержание в закупках компании и помогать развитию промышленности Казахстана.

КАЙРГЕЛЬДЫ КАБЫЛДИН, президент АО «Национальная компания «КазМунайГаз»
Родился 1 января 1953 года.
Окончил Казахский политехнический институт по специальности «инженер-системотехник».
С 1977 по 1989 год работал в Министерстве нефтяной промышленности СССР на разных должностях.
В период с 1989 по 1993 год рос по карьерной лестнице от начальника отдела механизации и автоматизации до заместителя генерального директора ПО «Магистральные нефтепроводы Казахстана и Средней Азии».
С 1993 по 1994 год работал начальником управления комплексного развития транспорта Министерства энергетики и топливных ресурсов РК.
В период с 1994 по 1997 год возглавлял отделы развития трубопроводного транспорта и развития производственной инфраструктуры Министерства нефтяной и газовой промышленности РК.
С 1997 по 2002 год — вице-президент по стратегическому развитию Национальной компании по транспортировке нефти ЗАО «КазТрансОйл», первый вице-президент ЗАО «Национальная компания «Транспорт нефти и газа».
С 2003 года — управляющий директор по транспортной инфраструктуре и сервисным проектам.
20 августа 2008 года назначен президентом АО «Национальная компания «КазМунайГаз».

Читайте также