Роль предпринимателя в новом Казахстане
Трудно переоценить вклад, который МСБ вносит в экономику. Развитие малого и среднего бизнеса как минимум обеспечивает создание и поддержку львиной доли рабочих мест, что особенно важно в кризисные времена. В постковидную эпоху курс социально-экономического развития Казахстана сконцентрирован на росте благосостояния, повышении доходов населения, и, соответственно, качества жизни в стране. А это невозможно без развития предпринимательства.
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны с 2015 по 2021 годы выросла на 7,9% и достигла показателя в 34,7%. Выпуск продукции увеличился почти в два раза и достиг 29,7 трлн тенге в номинальном выражении. Общее количество действующих субъектов МСБ выросло на 15,2%, достигнув 1,4 млн. Общая численность занятых в МСБ выросла на 10,6% и достигла 3,5 млн человек. То есть, на секунду, более 30% экономически активного населения страны.
Да, программа развития нового Казахстана, предложенная Касым-Жомартом Токаевым, включает несколько важных направлений и тезисов в сфере развития МСБ. Государство, очевидно, хорошо понимает, что бизнес является одним из ключевых драйверов развития экономики, однако, к сожалению, в этой программе уделено слишком мало места личности предпринимателя и тому, какую роль он должен играть в обществе. Цифры — это хорошо, но ведь есть и еще что-то, кроме цифр. Кто он — представитель МСБ в Казахстане? Точнее, даже так — в новом Казахстане?
При чем тут Илон Маск
«…причина, по которой я приобрел Twitter, заключается в том, что для будущего цивилизации важно иметь общую цифровую городскую площадь, где можно обсуждать широкий спектр убеждений в здоровой манере, не прибегая к насилию. В настоящее время существует большая опасность того, что социальные сети расколются на крайне правые и крайне левые стороны, которые порождают еще большую ненависть и разделяют наше общество», — так Илон Маск прокомментировал покупку социальной сети Twitter.
«Я сделал это не для того, чтобы заработать больше денег. Я сделал это, чтобы попытаться помочь человечеству, которое я люблю», — сказал Маск (историю про синие галочки за деньги оставим за скобками). Натыкаясь на такие высказывания, задаешься вопросами двух порядков. Во-первых, конечно, зачем ему, бизнесмену с мировым именем, это надо, что его мотивирует продолжать, тратить массу усилий и гору личного времени? Причем без гарантий успеха.
Во-вторых, смещая ракурс с эмоциональной составляющей, обращаешь внимание на образ современного предпринимателя. Подобные высказывания — часть образа, запоминающиеся детали, формирующие личность Маска в глазах аудитории. А проводится ли такая работа в Казахстане? Заняты ли предприниматели созданием этот самого образа, который вызывал бы эмоции, причем не особенно важно, восхищение или порицание, зависть, злость или щенячий восторг. Это — репрезентация портрета предпринимателя в среде. Важная часть работы по развитию культуры бизнеса как таковой. Каково концептуальное содержание термина «успешный предприниматель» в Казахстане? Кто он, «бизнесмен нового Казахстана»?
Нюансы портретов
Harvard Business Review публикует ежегодные рейтинги самых эффективных руководителей со всего мира. Выяснилось, что инженерное образование на самом деле более распространено среди топ-менеджмента, чем, например, юридическое или финансовое. По сути, это отражает ориентированность современных компаний на технологические инновации и дефолтную способность технократов быть более эффективными. Причем этот тренд за последнее время растет и процент CEO c инженерным образованием в топ-100 компаний вырос на порядок. Более того, десять из двадцати лучших генеральных директоров — инженеры.
Эта тенденция отражена и в программе, предложенной президентом Казахстана. Он, среди прочего, говорит, что пора изменить взгляд на образование, увлеченность гуманитарными специальностями должна уйти. Приоритет нужно отдать техническим профессия, предстоит взрастить новое поколение инженеров, промышленников. Но достаточно ли для успеха, для популяризации предпринимательства через образ только технического образования или специализации. Кажется, должно быть что-то еще…
Много лет назад этнограф Лев Гумилев ввел в широкий оборот понятие пассионарности – особого состояния социума и индивидуума, в котором он способен менять свою историческую судьбу. «Пассионарность – это характеристическая доминанта, необратимое внутреннее стремление индивида, осознанное или чаще неосознанное, направленное на достижение какой-либо цели». Иногда эта цель представляется пассионарию ценнее даже собственной жизни, не говоря уже о жизни своих современников. Рушить непреодолимые, казалось бы, барьеры, расширять границы, рождать новые идеи и ценности.
Важным свойством пассионарности является ее заразительность, индукция. Это означает, что люди оказавшиеся, в непосредственной близости от пассионариев, вдохновленные их примером, могут значительно улучшать собственные человеческие характеристики, проявлять повышенную активность и энтузиазм. Это ли не та самая «еще одна важная характеристика», которую мы ищем у нашего героя?
Характерные черты пассионарности
Развитие социума у Льва Гумилева состоит из нескольких стадий. Первая стадия гомеостаз — состояние абсолютной стабильности: нет роста, нет падения, распад устоев, зарождение предпосылок к созданию нового социума. Далее следует подъем — существующая система изменяется, появляется поколение пассионариев, создавая новую общность, давая импульс. В последующих стадиях происходит эволюционное развитие.
Более того направление развития социума на стадии подъема, образ жизни, ценности напрямую зависят от количества входящих в него пассионариев. Пассионарии — это личности производительного типа — изобретатели, созидатели. Люди, способствующие накоплению и преобразованию энергии активные, предприимчивые, рискованные.
Термин «пассионарность» очень интересно звучит в текущей экономической и политической ситуации в Казахстане, особенно в преддверии масштабных преобразований на фоне состоявшихся выборов. Наличие пассионариев будет способствовать развитию.
Подводя итог: каким можно представить себе портрет предпринимателя нового Казахстана? Это предприниматель, пассионарий, технократ, он не будет всегда соответствовать нормам корпоративной этики и политики, он часто будет вызывать смесь чувств и эмоций в социальных сетях и в реальной жизни. Но что у него нельзя отнять, так это способность создавать импульс к изменениям, создавать новое, мотивировать, создавать сообщества. А вот каким образом участие в формировании этого портрета будет принимать или может принимать государство — вопрос открытый.