Почему спрос на ESG-консалтинг в Казахстане пока лишь разогревается

Опубликовано
Заместитель редакционного директора по специальным проектам
Рассказываем, как прошла конференция KASE на тему устойчивого развития

16 ноября Казахстанская фондовая биржа (KASE) провела международную конференцию «ESG – новая парадигма развития финансового рынка», показавшую общий уровень понимания проблематики устойчивого развития регулятором и бизнесом.

В мягко подсвеченных зелеными лампами залах алматинского отеля Ritz-Carlton сорок с лишним ораторов вели, по замечанию председателя правления KASE Алины Алдамберген, «диалог бизнеса, финансовых организаций и экспертов». Конференция шла одновременно с египетским саммитом ООН по вопросам изменения климата, и основной акцент на ней также пришелся на букву Е, то есть на вопросы окружающей среды. Но если в Шарм-эш-Шейхе вовсю требовали самых радикальных мер по достижению «климатической справедливости», как ее назвала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, то здешняя ESG-дискуссия не отличалась повышенным алармистским настроем и скорее являла собой что-то вроде роуд-шоу с элементами книги жалоб и предложений.

Отчитывались о проделанной работе и рапортовали о достижениях, будь то гендерный паритет в руководстве тех или иных банков, успешная имплементация международных стандартов или одобренная Министерством финансов инициатива по внедрению в государственные закупки экологических индикаторов. Министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бакытжан Сагинтаев, в частности, сообщил, что на соответствующих заседаниях комиссии никто тему ESG особенно не поднимает, и только Казахстан проявляет активную озабоченность в этой сфере.
Жаловались преимущественно на отсутствие программ от государства, на издержки мониторинга, на то, как большие первоначальные капитальные затраты мешают МСБ заниматься зелеными проектами, на отсутствие устоявшейся методологии и калейдоскоп соответствующих индексов. Руководитель по климатическому финансированию Группы финансовых институтов IFC по Ближнему Востоку, Центральной Азии и Турции Гарт Бедфорд выделил четыре основные проблемы с ESG в Казахстане: нехватка знаний, отсутствие инструментов, сложность интеграции климатических рисков в финансовые решения и доступ к фондированию.

Много говорили о гринвошинге. В частности, старший менеджер по устойчивому развитию Ogier Global Sustainable Investment Consulting Даша Куц указала на то, что он работает в обе стороны: и как завышение соответствующих показателей, и как замалчивание таковых.

Весь восьмичасовой разговор так или иначе вращался вокруг двух тем. С одной стороны, участники единодушно признавали неизбежность разворота государства к устойчивому развитию и формированию зеленой экономики. Причем в свете мировых катаклизмов, когда, например, в Европе собираются заново «расчехлить», как выразился один из участников конференции, станции, работающие на угле, повестка ESG только обостряется. Как выразилась глава субрегионального офиса Программы ООН по окружающей среде по Центральной Азии Айдай Курманова, «процессы озеленения экономики – не очень дешево, не очень быстро, но у нас нет другого пути».

С другой стороны, само словосочетание «не очень быстро» настраивало на некоторую если не эфемерность всех сверхосознанных установок, то по меньшей мере на их растяжимость во времени – с прицелом на поколение альфа. Проректор по академическим вопросам Казахстанско-Британского технического университета Асель Джумасейтова сказала, что учебные заведения в первую очередь должны выпускать специалистов в своей области, а уж потом воспитывать из них ответственных людей. На конференции прямо говорилось как о невозможности полного перехода экономики на ВИЭ, так и о том, что универсальной пилюли для внедрения ESG не существует вовсе, а вдогонку звучала двусмысленная фраза: «Все, что рентабельно, будет работать, а нерентабельное канет в Лету».

Под занавес собрания управляющий директор по маркетингу и PR Jusan Bank Олегжан Бекетаев весьма убедительно рассуждал о том, что, несмотря на все инициативы и риски, у казахстанского бизнеса все еще отсутствует четкое понимание того, зачем ему необходима та самая «новая парадигма развития», а искусственное внедрение ESG-стратегий по принципу кнута неизбежно приведет все к тому же гринвошингу. Соответственно, первостепенной задачей было и остается развитие глобальной ESG-культуры, а пока, как замечательно выразился один из спикеров по поводу востребованности ESG-стратегий в РК, «спрос есть, но мы его не видим».

Читайте также