Топ-7 реформ для Казахстана в 2023 году
В наступающем году казахстанским властям следует сосредоточиться на политической, судебной и антимонопольной реформам, а также модернизации системы соцзащиты, инфраструктуры (в том числе жилищно-коммунальной) и повышении обороноспособности страны.
Последние 10–15 лет централизация в политике и экономике, возможная благодаря солидным сырьевым резервам, тормозила развитие и провоцировала системную коррозию. Попытки реформирования – оздоровление сфер через перезагрузку правил игры – терпели крах.
Инерция была нарушена лишь в 2022 году. После январских событий весь год был посвящен политике и борьбе с частью старой элиты. Относительная точка была поставлена 20 ноября, когда действующий президент получил 7-летний мандат. Начинается период социально-экономических реформ.
Худшее, что можно сделать сейчас, – это обнулить предвыборную платформу и начать разрабатывать новые смыслы. Выбор сделан, платформа требует исполнения, до следующих выборов других стратегических документов быть не может. Но проблема в том, что невозможно делать все и сразу: реформы взаимозависимы, ресурсы ограничены, есть проблемы категории «срочно-важно».
Итак, на чем следовало бы сосредоточить внимание в ближайший год?
Политическая модернизация
Речь не об огульной демократизации, видимость которой легко создать, а об оздоровлении политической арены, создании реального противовеса исполнительной власти.
Аппарат не будет делать реформы добровольно, это типичная проблема принципала и агента. Это означает, что есть угроза выхолащивания всех мер из платформы. Поэтому необходима более широкая и легитимная коалиция сторонников реформ, гарантирующая их необратимость, но без скатывания в охлократию.
Наиболее важные меры из платформы – обеспечить справедливое формирование парламента и маслихатов, системы местного управления через прямую выборность акимов городов и районов, благоприятные условия для продуктивных дискуссий и гражданского участия на постоянной основе.
Объективный и независимый суд
Суды будут действовать в рамках законов, изданных парламентом, поэтому эта сфера на втором месте. Сильная судебная система может тормозить произвол исполнительной власти, а также ее незаконное расползание в экономике. Большинство общественных конфликтов должно решаться в судах, автоматически, без вовлечения чиновников.
Полная оценка мер должна быть проведена юридическим сообществом. Однако уже имеются сомнения в недостаточности мер для подлинной транспарентности и независимости судей от исполнительной власти.
Безопасность страны
Прежде чем рассуждать о расширении и перераспределении экономического «пирога», нужно обеспечить его физическую сохранность. Можно гоняться за процентными пунктами развития, но позже вовлечься в боевые действия, уничтожить активы и инфраструктуру и восстанавливаться еще 10–20 лет.
Прямых угроз Казахстану пока еще нет, но все соседи не отличаются демократическими режимами. Есть долгосрочные риски, в связи с чем актуальны все меры этого раздела – от внешней политики до модернизации армии и оборонно-промышленного комплекса.
Конкуренция
Это важнейший принцип, который особенно нелюбим государственными органами, так как сокращает поле для вмешательства. Конкуренция заменяет собой государственное регулирование. Конкуренция защищает людей от роста цен и некачественных продуктов. Конкуренция создает продуктивные рабочие места, дает свободу выбора трудящимся. Конкуренция вымывает из рынка олигархов и предприятия-паразиты, годами кормящихся из средств налогоплательщиков.
Готового блока в платформе нет, как и четко оформленных мер. Не указано, как именно нужно бороться с монополистами, снижать теневую экономику или разрабатывать Налоговый кодекс.
Социальная защита
Любая болезненная экономическая реформа ударит в первую очередь по уязвимым слоям общества. Когда гражданам уже нечего терять, они будут создавать давление на государственный аппарат. Все реформы попросту откатят назад либо заморозят. Чтобы этого не допустить, необходимо сгладить их социальные последствия.
Крайне важно сначала обеспечить полноценный запуск Цифровой карты семьи, чтобы выявить действительно уязвимые домохозяйства и их нахождение. Далее необходимо доработать все пакеты помощи: детям из малообеспеченных семей, инвалидам и осуществляющим уход за ними, матерям в декрете, нуждающимся через механизм компенсации затрат.
Коммунальные услуги
Существуют самые базовые блага, необходимые для жизни и здоровья граждан. К ним относятся вода, тепло и свет, а порой и канализация, если речь о городах. Не обеспечив их физическую доступность для каждого гражданина, государство не имеет морального права заниматься остальными отраслями.
Во многом проблема решается конкуренцией и рыночными тарифами, именно поэтому социальная защита упомянута пятым по счету пунктом. Однако существует критическая межрегиональная инфраструктура, которую рынок не сможет потянуть самостоятельно.
В этой связи государству следует обратить внимание на ряд мер: инженерные коммуникации, снижение износа сетей, электрогенерирующие мощности и линии электропередачи, строительство и реконструкция водохранилищ.
Инфраструктура связанности
Аналогично с предыдущим государство важно и для устранения провалов рынка в транспортно-логистической и цифровой связанности. Это особенно касается центрального правительства для объединения регионов в унитарную территорию. Чем легче перемещаются товары и оказываются услуги, тем больше рынок и конкуренция, тем быстрее развивается страна.
В платформе есть множество инициатив: Транскаспийский международный маршрут с контейнерным хабом, приграничные торговоэкономические центры, ремонт 11 тысяч километров железных дорог, линия Достык – Мойынты, разные формы доступа к интернету.
Образование – важнейшая сфера с краткосрочными рисками по инфраструктурной нагрузке из-за демографического бума. В то же время эту проблему сложно централизовать: в каждом микрорайоне или населенном пункте свои вызовы – от нехватки земли и инженерных сетей до финансирования строительства и избыточных стандартов. Это не реформа, а просто пул из тысячи школ с невозможностью унификации. Простое накачивание деньгами увеличивает риски коррупции.
Важными направлениями были государственный аппарат и защита прав граждан, однако предложенные по ним реформы не совсем убедительны. Можно было отметить и сферу медицины, но в отличие от остальных ее динамика вызывает оптимизм и защищает ее более сильные институциональные группы.
«Первый урок экономики – это ограниченность ресурсов, первый урок политики – игнорировать первый урок экономики». Существует множество других направлений, проблемы которых могут решать на меньших уровнях – министерства, акиматы, бизнесмены, общины.
Но при централизованной системе все вопросы стекаются на самый верх, где есть ограниченная группа политиков с ограниченными временем и вниманием. Если политики занимаются всем, то, значит, занимаются ничем. Объективно, многие сферы рынок и гражданские группы могут вести самостоятельно.
В то же время есть зоны, где у государства имеется естественное монопольное право. И, как принято в истории, если оно ими не занимается, то позже этим будет заниматься другое государство.