От сектора услуг к инвестированию в новые отрасли

Опубликовано
На какие отрасли теперь делает упор бизнес Алматы?

Пандемия коронавируса существенно повлияла на снижение темпов роста экономики Алматы. На этом во многом отразилась удаленная работа, проблемы с управлением персонала, разорванные цепочки продаж и поставок. Вдобавок ко всему, свою роль сыграл локдаун, который приостановил работу многих субъектов МСБ. К тому же за пандемию начало меняться потребительское поведение и привычки. 

Теперь экономику мегаполиса формируют сектора, наиболее пострадавшие от коронакризиса: розничная торговля, транспорт, услуги по проживанию и питанию. По итогам первого полугодия 2020 года при общем сокращении ВВП на 1,8% ВРП Алматы упал на 5,5% – это самый низкий показатель среди казахстанских регионов. И хотя эти отрасли и пострадали больше всего, есть и заметный плюс: бизнес в Алматы быстрее всех начал переходить в онлайн, создавая новые сервисы и улучшая собственные бизнес-процессы. 

Инвестиции по-старому

Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев отмечает, что в Алматы перспективные отрасли для инвестиций за время пандемии принципиально не поменялись. Интересны: торговля (город – торговый центр страны), туризм, сфера услуг, переработка сельскохозяйственных продуктов и производство продуктов питания (в том числе вывод их на экспорт), электронная коммерция товаров и услуг (алматинская агломерация, учитывая ее численность и высокие доходы в городе, является самым емким потребительским рынком страны).

ot-sektora-uslug-k-investirovaniyu-v-novye-otrasli-3.JPGФото: Офелия Жакаева

Экономический обозреватель Сергей Домнин отмечает потенциал и в других отраслях. «Судя по состоянию деловой активности и динамике кредитования, продолжают расти, несмотря на кризис, пищевая промышленность и зависящая от нее бумажная промышленность, фармацевтика, металлургия, включая литье металлов, автопром, а также сектор связи (в особенности интернет) и строительство». 

Однако эксперт отмечает, что большая часть этих секторов – капиталоемкие производства, запуск которых сопряжен не только с большим объемом инвестиций, а также с получением многочисленных разрешений. Малому бизнесу лучше ориентироваться на различные проекты импортозамещения, которые субсидируются региональными и республиканскими программами поддержки. Речь идет о импортозамещении в таких отраслях, как производство стройматериалов, мебели, продовольственных продуктов, машиностроительной продукции и компонентов. Домнин убежден, что бизнес-модель должна быть максимально простой и ориентированной на массовый спрос.

Заместитель председателя правления Almaty Finance Зангар Салимбаев выделяет один из трендов – рост обрабатывающей промышленности. «Речь идет о мелком производстве. Сейчас очень много запросов приходит по «Экономике простых вещей» – предприниматели готовы начать производство. Тем более сегодня самое время заниматься производством того, что нам особо необходимо», – считает Салимбаев. При этом собеседник отмечает, что сами предприниматели понимают, что нет смысла производить что-то глобальное. Зангар приводит пример: завод Hyundai, который открылся в индустриальной зоне.

«Сейчас было бы интересно начать производство комплектующих для автомобилей, производимых на этом заводе. К примеру, сидения, тормозные колодки, обшивку и др. Такое сотрудничество с заводом позволит не только реализовывать продукцию производителями комплектующих, но и максимально локализовать автопром», –говорит Салимбаев.
 
Almaty Finance профинансировал 24 проекта на общую сумму 6,5 млрд тенге. В основном это проекты обрабатывающей промышленности, в том числе деревообработка, мебельная промышленность и пищевая промышленность. «Что интересно: сейчас к нам поступают заявки из креативного сектора, что кажется весьма перспективным. На сегодня на рассмотрении имеется пул заявок на 1 млрд тенге. Это проекты в сфере платежных систем, аутсорсинг бухгалтерских и консалтинговых услуг и т.д.», – делится собеседник.

Обратиться за помощью

Замдиректора департамента разрешительных документов Центра предпринимательства Qoldaý Рузана Тарануха отмечает, что в период пандемии субъекты предпринимательства думали в первую очередь о том, как остаться на плаву и не потерять «зону комфорта» в условиях локдауна. 

Тогда для помощи бизнесу в Центре предпринимательства Qoldaý была организована круглосуточная горячая линия по вопросам предпринимательства.

«Консультации по процедуре прохождения блокпостов, получения разрешений на передвижение по городу, содействие в мониторинге цен на продукты питания, медицинские изделия и т.д.», – говорит она.  По ее словам, в течение первого месяца локдауна многие предприниматели взяли тайм-аут, надеясь на быстрое разрешение сложившейся ситуации, а некоторые старались удержать позиции. Лишь немногие, по ее словам, пытались актуализировать свой бизнес под новый формат.

«Конечно, наиболее актуальными видами предпринимательства стали магазины у дома, медицинская и фармацевтическая деятельность, онлайн-образование, онлай — продажи, приобрела новый уровень доставка продуктов питания и товаров», – говорит Тарануха. 

ot-sektora-uslug-k-investirovaniyu-v-novye-otrasli-2.jpg

Фото: Офелия Жакаева

Она приводит пример: в Qoldaý обратилось ТОО «TBL Group», осуществляющее проектную деятельность. В период пандемии компания переформатировалась для осуществления более актуального вида деятельности, а именно фармацевтической (открытие аптеки). «Мы ознакомили предпринимателя с санитарными правилами и нормами, которым должно соответствовать помещение, – это минимально допустимая квадратура, расположение в здании, использование отделочных материалов и т.д., сопроводили при уведомлении государственных органов и получении государственной лицензии», – говорит собеседник «Курсива». 

Сегодня ТОО «TBL Group» успешно осуществляет фармацевтическую деятельность и планирует дальнейшее развитие и расширение бизнеса.

Перспективы для бизнеса

Сергей Домнин все же считает, что развитие как действующих, так и новых фирм будут определять несколько факторов: первый и главный – рентабельность. Она должна быть настолько устойчивой, что даже при краткосрочных колебаниях спроса бизнес-направление должно выходить в прибыль. Второй – близость цепочки поставок. Новая реальность, полная внезапных и непрогнозируемых ограничений, создает проблемы для тех производителей, чья цепочка поставок растянута на несколько стран или регионов. Третий фактор – адаптивность к внедрению цифровых технологий. Экономист отмечает, что последний кризис показал, что проблемы возникали не просто в торговле, а у тех торговых компаний, у которых был слабо развит онлайн. 

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов убежден, что  после карантина многие сферы бизнеса вернутся на круги своя, кроме тех, которые занимаются торговлей, потому что они увидели, как можно сокращать расходы. «Не менее важным чем бизнес являются изменения поведения покупателей. Люди привыкают меньше тратить, тратить онлайн, тратить безнал; работать удаленно, работать не по графику и работать на нескольких работах», – детализирует собеседник. Все эти изменения, считает он, пока носят временный характер и могут исчезнуть в течение года после карантина, однако если это прибыльно или экономно – изменения останутся.

В целом дальнейшее успешное развитие экономики Алматы напрямую зависит от макроэкономических факторов и состояния экономики Казахстана в целом. Очевидно, сейчас местные власти пытаются нащупать и довольно близки к оптимальному балансу между контролем заболеваемости коронавирусом и сохранением жизненного пространства для работы бизнеса.

Партнерский материал

Читайте также