Казахстанские власти видят в МСБ новый драйвер экономического роста
Малому и среднему бизнесу в очередной раз обещают помощь в развитии – этот сегмент предпринимательства должен стать опорой стабильного экономического развития страны.
Во вторник, 4 апреля, прошло первое заседание обновленного правительства. На нем члены кабмина говорили о том, как будут реализовывать пожелания второго президента РК Касым-Жомарта Токаева, который во время открытия первой сессии парламента VII созыва (состоялась 29 марта 2023 года) поделился своим видением дальнейшего экономического развития страны.
«Движущей силой экономики и рынка труда должно стать малое и среднее предпринимательство», – заявил Токаев перед новым парламентом и попутно раздавал поручения, которые должны воплотить его идею в жизнь.
«Курсив» проанализировал речь президента и информационные сообщения с заседания правительства, чтобы понять, как власть собирается делать из МСБ новый драйвер экономического развития. Судя по заявленным намерениям, рецепт состоит из старых ингредиентов: новая отраслевая программа, наращивание добавленной стоимости, импортозамещение и локализация производств.
Собственно, не нова и сама идея о том, что МСБ может стать экономическим драйвером. Нурсултан Назарбаев не раз говорил об этом в своих многочисленных выступлениях за долгие годы президентства. К примеру, в 2014 году он сказал буквально следующее: «Следует продолжить по развитию МСБ как драйвера экономического роста, увеличению его доли до 50% в ВВП к 2050 году. Может быть, и раньше достигнем».
Официальная статистика подсказывает, что этого мы пока что не достигли. Значит, идея, что МСБ – стабильный драйвер экономического роста страны, жива и требует исполнения.
Старые лучше новых
Новый подход в экономике будут проводить прежние кадры. Обновленный кабмин снова возглавил премьер-министр Алихан Смаилов. Большинство министров участвовало в работе первого заседания правительства, которое прошло утром 4 апреля, в статусе «исполняющего обязательности». К вечеру состав кабмина был полностью утвержден.
Только в двух ведомствах сменились руководители. Мурат Нуртлеу стал заместителем премьера и по совместительству министром иностранных дел. Прежде он возглавлял Администрацию президента, которой теперь руководит Олжас Бектенов – человек, проработавший до этого главой Антикора. Пост министра энергетики занял Алмасадам Саткалиев, экс-руководитель ФНБ «Самрук-Казына».
Прежний министр энергетики Болат Акчулаков назначен советником президента.
Первое заседание нового правительства, как и ожидалось, было посвящено тому, как министры будут исполнять поручения президента, сделанные на первой сессии нового парламента. Но перед этим Смаилов остановился на планах по экономическому росту и инфляции. Он намерен довести экономический рост до 4% в текущем году и до 5% – в среднесрочной перспективе. Напомним, в минувшем году экономика страны выросла на 3,2%.
Инфляция, которая последние два года бьет рекорды, должна сократиться в два раза к концу 2023-го. Прозвучало предложение найти новые подходы к сдерживанию цен на социально значимые продукты питания, хотя еще в последнем президентском послании (сентябрь 2022 года) Токаев говорил об отказе от вмешательства государства в ценообразование.
Добавим, что по итогам марта 2023 года инфляция в годовом исчислении снизилась до 18,1% (февральский показатель – 21,3%). Возможно, амбициозные цели правительства по снижению инфляции отчасти опираются на высокую базу прошлого года.
Программа – и единая, и комплексная
Глава государства, говоря о том, что «движущей силой экономики и рынка труда должно стать малое и среднее предпринимательство», поручил разработать единую комплексную программу поддержки малого и среднего бизнеса.
На первом же заседании кабмина премьер-министр Смаилов поручил Министерству национальной экономики подготовить соответствующий документ, и сделать это в тесной связке с Нацпалатой предпринимателей «Атамекен».
Соответствующая работа, по всей видимости, вовсю кипит. На этом же заседании Алибек Куантыров, глава Министерства национальной экономики, отчитался об основных направлениях, которые будет содержать программа. Среди них меры финансовой и нефинансовой поддержки, стимулирование МСП в рамках региональных программ, упрощение процедур госзакупок, устранение барьеров, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, а также расширение источников финансирования этого сегмента экономики.
Почти год назад, в апреле 2022-го, кабмин принял Концепцию развития малого и среднего предпринимательства в РК до 2030 года. Целевым индикатором обозначено увеличение доли МСБ в экономике страны до 35–40% к 2023 году. Для этого нужно было выполнить четыре задачи: создать «условия для повышения роста добровольного предпринимательства» и институциональную среду, стимулирующую предпринимательскую активность, кроме того, намеревались упростить регулирование и обеспечить эффективную господдержку, которая предусматривает как финансовые, так и нефинансовые меры.
От каждого по способностям и каждому – госденьги
Представляя перед парламентом свое видение экономического развития республики, президент заявил, что крупные предприятия и экспортирующие сырье компании Казахстана должны платить в казну больше. Эта инициатива нова и ложится в логику стимулирования МСБ и трансформации его в драйвер экономического роста. Ожидается дифференциация ставок НДС и КПН.
Президент призвал сформировать «справедливую, стабильную, прозрачную налоговую политику», которая обеспечит оптимальное распределение национального богатства, высокий уровень экономической активности и точечную поддержку приоритетных отраслей. Также он поручил полностью оцифровать налоговое администрирование. Соответственно, правительство будет пересматривать Налоговый и Бюджетный кодексы.
Увеличение добавленной стоимости в добывающей отрасли – президентское поручение, которое правительство будет исполнять, в том числе чтобы стимулировать МСБ. И для этого не придется придумывать новые программы и писать новые законы. «Говоря об увеличении добавленной стоимости добываемых ресурсов, следует отметить, что данное поручение будет реализовываться в рамках Закона «О промышленной политике», где предусмотрены нормы по обеспечению отечественным сырьем внутренних переработчиков по доступной цене. Кроме того, сформирован пул из 20 проектов, которые позволят увеличить углубленную переработку сырья и выпуск готовых изделий. Таким образом, к 2029 году планируется увеличение внутренней переработки алюминия в 5 раз, свинца – в 4 раза и меди – в 13 раз», – заявил министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев на заседании кабмина.
«В сфере углеводородов стоит задача по развитию нефтегазохимической отрасли с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью. В конце прошлого года запущен один из крупнейших по мировым масштабам нефтехимический завод по производству полипропилена мощностью 500 тысяч тонн в год», – сообщил Акчулаков, на момент заседания правительства исполнявший обязанности министра энергетики. Он добавил, что реализуются два крупных проекта по производству полиэтилена мощностью 1,2 млн тонн и бутадиена мощностью 319 тыс. тонн, общая сумма инвестиций – $8,6 млрд.
По его словам, в международной практике возле нефтехимических производств на основе использования базовой нефтехимической продукции активно развиваются предприятия малого и среднего бизнеса по выпуску товаров широкого спроса. «После четвертого передела стоимость конечной продукции возрастает примерно до десяти раз», – поделился экспертными оценками Акчулаков и обратился к премьеру, чтобы тот поручил двум министерствам – национальной экономики и финансов – предоставить финансирование для строительства инфраструктуры в специальной экономической зоне «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (расположен в Атырауской области). Оказалось, что строительство такой инфраструктуры – условие инвесторов, которые готовы вложиться в эти проекты.
Импортозамещение плюс локализация
В импортозамещении, локализации производства и модернизации инфраструктуры, возможно, тоже скрыт потенциал для развития МСБ. Токаев, выступая перед парламентом, не то чтобы подверг критике предыдущие попытки правительства в этих направлениях, но намекнул, что недоволен результатами.
«Нам следует заняться реальной индустриализацией, локализацией производства, модернизацией инфраструктуры. Проекты, финансируемые из бюджета, должны претворяться в жизнь в первую очередь отечественными предпринимателями», – сказал президент.
Он предложил выработать «целостное видение развития внутристрановой ценности». «По тем позициям, где у нас есть реальный потенциал – сырье, кадры и технологии, – мы должны быть обеспечены. Следует выработать целостное видение развития внутристрановой ценности, то есть обрабатывающей промышленности, направленной в первую очередь на внутренний рынок», – заявил Токаев.
Добавим, что в 2022-м кабмин принял Программу развития внутристрановой ценности и экспортоориентированных производств до 2026 года. Она заменила программу третьей индустриализации на 2020–2025 годы.
На заседании правительства Марат Карабаев отчитался о том, как его ведомство собирается реализовывать поручение в части «реальной индустриализации и локализации». «До 2029 года планируется ввод в эксплуатацию свыше 800 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 33 трлн тенге с созданием около 147 тысяч рабочих мест», – сообщил министр. По его оценкам, реализация этих инвестпроектов обернется дополнительным объемом производства на
9 трлн тенге, импортозамещение прогнозируется на уровне 5 трлн тенге, экспорт – 4,2 трлн тенге.
Министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев рассказал о мерах импортозамещения продовольствия. Его ведомство собирается стимулировать появление промышленных инвестпроектов по импортозамещению молока, мяса птицы, овощей, прибегнув к опыту Северо-Казахстанской области. Речь идет о выделении льготного возвратного бюджетного кредита со ставкой в 0,01% акиматам областей сроком на 10 лет. Последние, в свою очередь, будут кредитовать АПК по 2,5% годовых с льготным периодом по основному долгу и вознаграждению. К примеру, в текущем году на эти цели выделено 100 млрд тенге, за счет которых будет профинансировано строительство 65 молочно-товарных ферм.
Старая идея о том, что МСБ может стать экономическим драйвером, реанимирована, как и подходы, благодаря которым должна осуществляться трансформация этого сегмента. Не исключено, что на этот раз у правительства получится выполнить задачу. Сейчас можно быть уверенным в одном: в новом политическом сезоне кабмин выдаст много-много инициатив по поддержке МСБ.