По разные стороны стены
Вот уже почти месяц, как к кризису в Старом Свете добавились «революционные выступления» в Новом Свете – движение «Оккупируй Wall Street» не только не завяло, но и, напротив, стало расползаться по другим городам США. Правда, злые языки говорят, что причина столь долгих выступлений — в аномально теплой нью-йоркской осени, и как только похолодает – улица очистится сама собой.
При этом цель выступлений, видимо, не совсем понятна и самим манифестантам, хотя ее можно описать словами песни: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Обратимся к истории Wall Street. В 17 веке на этом месте была построена стена, которая защищала город Новый Амстердам (тогда это была голландская колония) от набегов индейцев, английских колонистов и даже Британской армии. Проходящая вдоль нее дорога была бесхитростно названа «дорога у стены» — Wall Street. К 18 веку Британские войска стену разрушили, а вот название осталось. Со временем на этом месте стали собираться торговцы ценными бумагами, что и привело впоследствии к возникновению биржи и финансового центра.
Хотя Нью-Йоркская фондовая биржа и офисы финансовых компаний по-прежнему располагаются на Wall Street, для того, чтобы торговать всем многообразием финансовых инструментов, совершенно необязательно приезжать в Нью-Йорк. Телекоммуникации стирают границы, расстояния, делая мир финансов доступным для каждого, вне зависимости от его местоположения. Сама необходимость нахождения в офисе уходит в прошлое, управлять своими активами можно в любом месте, с различных, подключенных к Интернету устройств, в любое время.
Против кого, в таком случае, собираются выступать манифестанты? Против «богатых» или против тех, кто работает и зарабатывает (иногда очень много) и кому не интересны пустые лозунги? Нельзя сказать, что эти выступления совсем не оказывают воздействия на биржевой мир. В США «оккупантов» пытаются использовать в предвыборной борьбе, кому-то они, и правда, действуют на нервы, мешая работать. Но в целом, финансовый мир надежно отгорожен стеной, за которой идет обычная работа, торговля финансовыми инструментами.
Надо отметить, что и сами протестующие активно пользуются благами, созданными, в том числе, благодаря Wall Street. Из занятого парка Зукотти они ведут видеотрансляции, используя ноутбуки и Wi-Fi, и кто знает, может быть, кто-то из «протестующих» параллельно поглядывает на графики курсов валют и котировок ценных бумаг.
Посмотрим на курсы и мы. По мнению аналитика МФХ FIBO Group Елены Кашиной, против доллара в конце недели поработала публикация данных по дефициту бюджета США в 2011 финансовом году: $1,299 трлн против $1,294 трлн годом ранее. Министр финансов США Тимоти Гайтнер на встрече лидеров стран «Большой двадцатки» в Париже заявил, что показатели экономического роста в США во втором полугодии, по сравнению с первым, улучшились, однако этого по-прежнему мало для дальнейшего развития. Кроме того, он выразил свое недовольство Китаем, который, по его мнению, слишком увлекся занижением курса юаня. Некоторый рост американского фондового рынка был вызван ожиданиями оптимистичных данных по розничным продажам в США, которые не только «подтвердились», но и удивили: + 1,1% м/м против прогноза +0,8%. Однако, этих новостей может оказаться недостаточно.
Греция продолжает оставаться раздражителем, несмотря на то, что страны Еврозоны достигли определенного уровня взаимопонимания. Утверждается, что «уже согласовано два пункта из трех плана по борьбе с кризисом суверенного долга: списание греческих долгов и рекапитализация банков, пострадавших от кризиса». Но еще надо решить, «стоит ли увеличивать фонд помощи Еврозоны, позволив ему брать кредиты». Замминистра финансов России Сергей Сторчак в рамках встреч министров финансов и глав Центробанков стран G20 заявил: «Для меня нет кризиса долгового в Европе, для меня долговой кризис, когда страна перестает обслуживать свой долг». А раз так, то и не надо преждевременно нагнетать панику. В то же время, он выразил мнение, что Европейскому фонду финансовой стабильности (EFSF) может не хватить 440 млн евро для сдерживания долгового кризиса в Европе. Ранее премьер-министр России Владимир Путин как бы вскользь заметил, что для решения долговой проблемы понадобится 1–1,5 трлн евро.
Все это говорит о том, что Еврозона еще долго будет являться источником неопределенности для валютных рынков.