Зачем в Казахстане усиливают режим импортозамещения
Правительство запретило приобретать при госзакупках иностранные легковые автомобили, трансформаторы и кабели. Механизм изъятий из национального режима был использован впервые, но похоже, что не в последний раз.
Основной целью постановления правительства, которое дает зеленый свет казахстанским товарам, заявлены «защита внутреннего рынка, развитие национальной экономики». По перечню товаров, которые идут в приложении к этому документу, особых вопросов не возникает. Отечественные легковые автомобили госорганам настойчиво рекомендовал приобретать еще первый президент страны Нурсултан Назарбаев.
Трансформаторы, статические электрические преобразователи, катушки индуктивности и дроссели отечественного производства вкупе с проводкой также в перечень попали не случайно. По утверждению вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Аманияза Ержанова, электротехническое машиностроение РК наращивает производство и уровень его локализации. В 2018 году выпуск трансформаторов в стране вырос на 21%, кабелей волоконно-оптических – на 80%, электрических аккумуляторов – на 20%, производство светильников выросло в девять раз. Эти цифры показывают, что отечественные предприятия сектора вышли на большие объемы производства и требуют гарантированного рынка сбыта. Правительство им этот рынок предоставляет – в надежде, что по истечении двух лет (а именно такой срок действует режим изъятий) производители наработают клиентскую базу не только в Казахстане.
«В секторе наблюдается наращивание объемов у наиболее крупных игроков. Например, ТОО «Кайнар АКБ» более 50% продукции экспортирует на зарубежные рынки, АО «Алагеум Электрик» строит четвертый завод по производству трансформаторов и также планирует развивать производство за пределами республики, – говорит Ержанов. – Мы установили изъятие из национального режима, чем не пользовались ранее, чтобы дать хороший задел для увеличения местного содержания на предприятиях трех подотраслей».
Изъятия в Казахстане: сокращения для применения
Казахстанский кабмин в начале 2019 года изменил режим изъятий и ограничил себя в поводах для их применения. В редакции, которая действовала с 2015 года, у правительства страны было 10 оснований для установления изъятий, с февраля этого года осталось только пять.
Сейчас действуют такие основания изъятий: для защиты основ конституционного строя, для обеспечения обороны страны и безопасности государства, для защиты внутреннего рынка, для развития национальной экономики и для поддержки отечественных товаропроизводителей. Оснований для изъятий стало меньше, но применение их планируется масштабным. Тот же Ержанов говорит: автомобили, трансформаторы и кабель – только первые ласточки.
«Мы сейчас анализируем ситуацию по другим видам машиностроения, где можно установить изъятие из национального режима, – заявил вице-министр. – В целом сейчас правительство ведет работу, направленную на увеличение доли местного содержания не только в машиностроении, но и вообще во всех отраслях экономики».
От авто к стульям и стройматериалам
Режим изъятий прорабатывается не только в машиностроении. Еще в марте этого года правительство поддержало инициативу Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (НПП) по внедрению изъятий во все дорожные карты развития отраслей экономики простых вещей. Теперь запрет на госзакупки иностранной продукции при наличии отечественного ее производства может быть распространен еще на три подотрасли: легкую промышленность, мебельную промышленность и производство стройматериалов.
По словам директора департамента обрабатывающей промышленности НПП Армана Мамбетаева, Нацпалата совместно с бизнесом уже определила перечень товаров, которые могут подпасть под режим изъятий, и сейчас готовятся обоснования для того, чтобы утвердить их на уровне правительства.
«Бизнес с 2015 года неоднократно обращался в госорганы с предложением увеличить долю казахстанской продукции в системе госзакупок, – говорит Мамбетаев. – Изъятие – это международный разрешенный механизм, с конца июля в Казахстане внедрен инструмент изъятия в процедурах госзакупок иностранных авто, трансформаторов и кабелей. И в настоящее время от бизнеса активно поступаю предложения по иным товарам».
Внутреннее сопротивление
Особый режим для отечественных производителей в РК применяется не только в госзакупках. Одна из форм ограничения иностранной машиностроительной продукции на рынке – введение утилизационного сбора на сельхозтехнику, произведенную за рубежом. По утверждению главы Мясного союза Казахстана Максута Бактибаева, утильсбор на импортную технику составит от 10% до 30% от стоимости; покупателям сельхозмашин отечественной сборки ничего платить не придется.
«В проекте, который мы получили, было от 10% до 30% на дорогую технику, комбайны – 10%, на российскую технику – 25%. Что касается текущего состояния сельхозтехники, уровень ее обновления не превышает 3–5% при нормативе обновления в 10% в год. А если произойдет удорожание техники, оно снизится вообще до 1%», – сослался Бактибаев на документ по введению утильсбора, который готовится МИИР.
Казахстанские аграрии ежегодно закупают иностранной сельхозтехники на 150 млрд тенге. При ставке утильсбора в среднем по 20% объем дополнительного налога составит 30 млрд тенге, которые производитель переложит на конечного покупателя, предполагает глава отраслевой ассоциации. Масла в огонь подлил аким Туркестанской области и экс-министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев, который в конце июля назвал производителей отечественного сельхозмашиностроения мошенниками.
«Я всегда говорил, что нет у нас производства сельхозтехники: привезли трактор или комбайн по частям, собрали здесь и еще льготы хотят от государства – это мошенники, хотят заработать на фермере. Сейчас все современные фермеры знают преимущества качественной техники, их не обманешь», – заявил Шукеев на встрече с фермерами.
Господдержку узаконят
Несмотря на недовольство сельхозпроизводителей, власти продолжают политику протекционизма в отношении казахстанских машиностроителей. По словам председателя правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрама Пшембаева, сейчас государство намерено формализовать и сконцентрировать свои усилия по поддержке отечественного производства, впервые приняв Закон «О промышленной политике».
«Принятие этого закона будет способствовать централизованной, сбалансированной политике в целом по стране, а также объединит многочисленные меры господдержки – у нас их очень много, но они разбросаны сегодня по многим законам, подзаконным актам, теперь они все будут прописаны в одном законе», – объяснил Пшембаев.
В Союзе машиностроителей рассчитывают на создание фонда развития промышленности, который позволит машиностроительному бизнесу иметь доступ к длинным и дешевым деньгам. Где будут найдены средства для его капитализации, пока неизвестно, но, проводя аналогии с подобными фондами в России, Белоруссии и в Штатах, в Союзе надеются на ставку кредитов для производств в размере от 1% до 4% годовых и финансирование фондом под 1% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на казахстанских производствах.
Ну и, наконец, машиностроители вносят в правительство в рамках «Дорожной карты машиностроения на 2019–24 годы» предложения по применению налоговых льгот, которые будут предусматривать обнуление ставки НДС при условии, если бизнес берет встречные обязательства по модернизации своего предприятия, внедрению инновационных технологий, а также если его продукция будет ориентирована на экспорт. Не исключено, что, как и в случае с изъятиями, эти меры господдержки будут сначала обкатаны на машиностроительной отрасли, а потом перенесены на другие виды отечественного производства.