Странам Центральной Азии понадобится помощь в решении посткарантинных проблем
Участники организованного международным исследовательским институтом «Диалог цивилизаций» и Французским институтом центральноазиатских исследований в ходе вебинара назвали основные проблемы региона в постковидный период и предположили, что самостоятельно страны Центральной Азии эти проблемы решить не смогут.
Европейские эксперты сейчас видят два основных сценария развития посткоронавирусной Центральной Азии – пессимистичный и очень пессимистичный.
Что один, что другой
Синопсис первого сценария: политические элиты стран региона вводят жесткие ограничительные меры и благодаря этому не допускают массового распространения вируса COVID-19. Победа над коронавирусом дает власти возможность объявить и о правильно выбранном политическом курсе. Это означает закрепление позиций правящих элит и отсутствие каких-либо фундаментальных изменений в обществе как в экономическом, так и в политическом плане.
Второй сценарий, который видится для Центральной Азии из Европы, был обозначен директором Французского института центральноазиатских исследований Катрин Пужоль. Здесь тона еще более мрачные. В этом варианте распространение коронавируса приводит к огромным жертвам среди населения и катастрофе в экономике, что ведет к социальному взрыву. Возникшим недовольством населения пользуется радикальная оппозиция.
Любой из сценариев, считает Катрин Пужоль, вынудит правящие элиты центральноазиатских стран искать более тесные пути взаимодействия как с соседями по региону, так и с теми государствами, которые традиционно относят Центральную Азию к сферам своих интересов.
«Помимо стран бывшего Советского Союза, где особую роль играет Российская Федерация, центральноазиатские страны будут вынуждены выстраивать отношения и с Китаем. Безусловно, население региона с настороженностью смотрит на партнерство с Китаем. Но факт уже есть: Центральная Азия очень сильно зависит от Китая в финансово-экономическом плане. Есть большие инвестиции, есть большие долги. Их придется возвращать. Поэтому сотрудничество с Китаем в постковидный период выглядит неизбежным», – подчеркнула Пужоль.
Взгляд изнутри
Прорвавшиеся в эфир вебинара сквозь периодически возникающие технические неполадки эксперты из Центральной Азии в своих выступлениях оспаривать европейскую точку зрения не стали. Они больше делились своими наблюдениями о текущей ситуации внутри стран, в которых проживают, по сути, предлагая другим участникам вебинара самим определить, о каком из сценарных вариантов в их случае идет речь.
Так, по информации директора расположенного в Ташкенте исследовательского центра Ma’no Бахтиёра Эргашева, Узбекистан с началом распространения коронавируса столкнулся с полным прекращением потока инвестиций.
«В этих условиях модель экспортоориентированного развития, которую реализовывал Узбекистан под руководством президента Мирзиёева, отказавшись от политики импортозамещения, которой придерживался предыдущий президент, столкнулась с целым рядом вызовов, способных оказать влияние на динамику реформ и ожидаемых от их проведения экономических эффектов», – заметил Эргашев.
Эксперт из Ташкента допускает резкое снижение динамики внутрирегиональной торговли в ближайшем будущем – тренд уже наметился. По проведенным Ma’no расчетам торговля между странами региона в 2020 году упадет на 40–45% по сравнению с показателями прошлого года.
«Например, если в прошлом году торговля между Узбекистаном и Таджикистаном увеличилась на 32%, то в этом году возможен нулевой рост объема торговли. И так будет со всеми странами региона. К концу 2020 года мы вряд ли выйдем на прошлогодние цифры. Это очень серьезный вызов регионального характера, с которым придется жить и работать», – подчеркнул Эргашев.
Вместе с тем он полагает, что многие региональные вопросы будут решены на третьей консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Бишкеке, намеченной пока на вторую половину 2020 года.
В Кыргызстане, по оценке директора бишкекского центра «Религия, право и политика» Кадира Маликова, ситуация выглядит достаточно тревожно.
«В экономическом плане Кыргызстан очень тяжело переживает пандемию коронавируса. По имеющимся у нас неофициальным данным, около миллиона наших граждан остались без работы. Сейчас еще идет процесс возвращения трудовых мигрантов из зарубежья. В основном это молодые люди. Все они очень недовольны бессилием властей и молчанием президента Жээнбекова», – отметил Кадир Маликов.
При этом он обратил внимание на новые тенденции в разделении кыргызского общества, которые проявились во время карантина. К уже «традиционному» размежеванию на юг и север добавилось внутриконфессиональное разделение на правильных и неправильных мусульман, а также на мусульман и близких к светскому образу жизни тенгрианцев. Все это, по мнению кыргызского эксперта, способно дестабилизировать обстановку внутри страны и вряд ли поспособствует росту доверия между странами региона.
Вместо заключения
Подводить итоги вебинара «Центральная Азия во время пандемии: возможные последствия для региона» участвовавшие в нем эксперты не решились. «Делать заключение бесполезно. Потому что мы живем все еще в процессе распространения коронавируса. Мы в нем живем, и думаю, жить будем еще довольно долго», – подчеркнул российский политолог-востоковед Алексей Малашенко, представлявший на вебинаре одного из организаторов – международный исследовательский институт «Диалог цивилизаций».