Баку-Супса подстрахует БТД
В связи с угрозой недостатка доступных мощностей для казахстанской нефти в БТД, МЭМР рассматривает вариант транспортировки по нефтепроводу Баку-Супса. Однако в данном случае Казахстан будет полностью зависеть от тарифов азербайджанской стороны.
О своем намерении использовать альтернативные маршруты через Баку заявил директор департамента развития министерства энергетики и минеральных ресурсов РК Малик Салимгереев. По его словам, в 2008 году транспортировка казахстанской нефти из Актау осуществлялась по следующим направлениям: Махачкала – 4,5 млн тонн, Баку – 2,7 млн тонн, Нека – 1,7 млн тонн нефти в год.
Однако в будущем планируется существенно увеличить экспорт нефти через Баку путем создания новой Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ). Реализация данного проекта намечена на 2013-2014 гг., т.е. к началу работы месторождения Кашаган. Как сообщил «Къ» аналитик «БТА Секьюритис» Станислав Чуев, ККСТ должна обеспечить на начальном этапе возможность транспортировки нефти в Азербайджан в объеме 23 млн тонн нефти в год с последующим увеличением до 35-56 млн тонн.
Однако, по данным МЭМР, в связи с ростом добычи нефти в Азербайджане на месторождениях Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) доступных мощностей для казахстанской нефти в нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) может быть недостаточно. Разделили данное мнение и аналитики. По словам Станислава Чуева, угроза недостатка пропускных мощностей по данному направлению в будущем довольно существенна. Учитывая планируемую мощность Транскаспийской системы, пропускной способности БТД в 50 млн тонн нефти в год может быть недостаточно. По мнению аналитика, дополнительно может потребоваться от 15 млн тонн экспортных мощностей.
В то же время руководитель аналитического отдела журнала Kazenergy Артем Устименко обратил внимание на то, что Казахстан и Азербайджан, по сути, являются конкурентами на региональном рынке нефти. А это, в свою очередь, ставит под сомнение обеспечение азербайджанской стороны транзитом высоких объемов казахстанской нефти через свои трубопроводные системы в ущерб своих интересов.
Для решения данной проблемы в качестве альтернативного маршрута через Баку было предложено использование нефтепровода Баку-Супса, который принадлежит «Азербайджанской международной операционной компании» (АМОК). По оценке главного научного сотрудника Института экономики РК Олега Егорова, данный трубопровод обладает невысокой пропускной способностью в 7,2 млн тонн, так как изначально разрабатывался в качестве маршрута местного значения. Кроме того, даже при условии строительства новой трубы по данному направлению, ее максимальная пропускная способность не будет превышать 10 млн тонн, исходя из мощности терминала Супсы в 3-5 млн тонн. Однако, как заметил Олег Егоров, данное направление также может быть выгодно для транспортировки нефти на два НПЗ Rompetrol Group, принадлежащие АО «КазМунайГаз» и расположенные на другом берегу Черного моря. Таким образом, будет осуществляться использование нефти не только для продажи, но и для поставки на имеющиеся заводы.
В то же время, выбранное направление связано с геополитическими рисками. К примеру, в связи с событиями в Грузии год назад экспорт азербайджанской нефти по данному нефтепроводу был приостановлен на 3 месяца. По мнению Артема Устименко, именно Грузия может рассматриваться в качестве наиболее слабого звена в кавказской системе экспорта нефти. Причем потенциальный конфликт, по мнению аналитика, может быть гораздо шире по охвату, чем события прошлого года. Однако Олег Егоров и Станислав Чуев не разделили данного мнения, оценив вероятность повторения подобной ситуации как довольно невысокую.
Одним из главных условий транспортировки казахстанской нефти по нефтепроводу Баку-Супса является получение согласия АМОК. По данным Станислава Чуева, в январе-июле текущего года по трубопроводу Баку-Супса было экспортировано 1,7 млн тонн нефти. Соответственно,потенциал данного трубопровода используется лишь на 24%. Азербайджанская сторона выражала заинтересованность в увеличении пропускной способности нефтепровода. Таким образом, как считает Станислав Чуев, если Казахстан профинансирует расширение пропускной способности нефтепровода, согласие АМОК будет получено.
Единственным недостатком данного соглашения, по мнению Олега Егорова, будет то, что казахстанская сторона не имеет акционерской прибыли при перекачке нефти в этих направлениях, так как акции уже распределены между азербайджанскими компаниями. Соответственно, Казахстан, имея статус обычного поставщика, будет зависеть от установленных тарифов.