Финансовому сектору определили курс
«Къ» ознакомился с «Концепцией развития финансового сектора РК в посткризисный период» от 10 июля 2009 года. Видимо именно к ней апеллируют руководители Нацбанка и АФН, а также члены Кабмина и главы банков, когда говорят о предполагаемой реформе.
Документ достаточно объемный и включает в себя кроме введения и заключения пять разделов: определение роли государства в вопросах мобилизации финансовых ресурсов; укрепление системы надзора и регулирования; усиление механизмов защиты прав инвесторов и потребителей финуслуг, расширение источников финансирования; повышение качества корпоративного управления и прозрачности деятельности финансовых организаций, и, наконец, регулирование системных рисков и взаимодействие государственных органов.
Наиболее интересными в концепции представляются ключевые положения документа, а также три последних раздела, как представляющие наиболее широкий интерес у граждан. Несмотря на то, что многие авторы действующей концепции были и авторами предыдущей, идеология документа вследствие кризиса несколько изменилась. В концепции по-прежнему говорится о максимально либеральной финансовой системе, но авторы признают, что мировой финансовый кризис привел к пересмотру роли государства в экономике. «Экономические успехи многих стран подтверждают преимущества мер государственного регулирования. Чем выше технологический уровень экономики, тем выше необходимость госрегулирования вследствие ограниченности ресурсов и роста цены социальных последствий…» – констатируют авторы документа.
Важнейшей задачей авторы считают восстановление доверия населения к финансовой системе страны. Справедливо заметив, что «только при условии возврата доверия можно рассчитывать на то, что сбережения населения будут принимать участие в посткризисном развитии экономики». Однако о том, как достичь этого, в концепции не сказано.
Что касается использования внутренних резервов, то здесь авторы документа в качестве основного инструмента предлагают механизм ГЧП, который пока, по сути, так и не реализован в Казахстане. Помимо выпуска инфраструктурных ценных бумаг, обеспеченных государственной гарантией, предлагается расширить роль правительства, «как эмитента основного финансового инструмента с систематическим риском, равным нулю». По мнению авторов, «отсутствие на рынке государственных бумаг с различными формами обращения не позволяет создать базу для измерения систематического риска прочих финансовых инструментов, определить спот-ставки будущего заимствования, корректно оценить ожидания на краткосрочную и долгосрочную перспективы». Решить эту проблему предполагается путем выпуска кртакосрочно-средне и долгосрочных бумаг Министерства финансов. При этом налогообложение доходов, получаемых от инвестирования в финансовые инструменты, должно быть «максимально либеральным». Кроме того, в новой концепции поднимается вопрос о развитии инфраструктурных ценных бумаг, REIT, хедж-фондов, ETF. Заместитель начальника управления Евразийского банка развития Евгений Винокуров считает это очень разумным. Однако он подчеркивает, что будет непросто запустить эти инструменты. «Например, касательно ETF проблема в том, что казахстанский рынок слишком мал по объему торгов и по числу ликвидных акций. Но работать надо. И мне кажется, спрос со стороны внутренних и внешних инвесторов на индексные инструменты будет», – сказал он «Къ».
Что касается второго раздела документа, а именно укрепления системы надзора и регулирования, то кроме общих положений в концепции отмечается, что «в отношении инвестиционного банкинга будет установлен перечень разрешенных к проведению операций, и в рамках регулирования к ним будут применены отдельные требования, установленные для банков второго уровня, в целях недопущения роста левереджа и системных рисков». Кроме того, авторы концепции, прямо ссылаясь на некий международный опыт, говорят о том, что создание специализированных банков ввиду их неэффективности в Казахстане не предполагается. Это прямо противоречит давно вынашиваемой в Минсельхозе и части агробизнеса идее создания Агробанка. Что же касается микрокредитных организаций и кредитных товариществ, то в целом, говоря о необходимости их наличия, авторы концепции заявляют, что размер предоставляемых ими кредитов должен быть снижен, «так как в условиях существенного сжатия банковского кредитования их доля может составлять значительную величину и, следовательно, нести значительные риски».
Что касается внедрения принципа контрцикличности в регулировании, то авторы концепции упирают на пример Испании, банки которой с 2000 года обязаны были увеличивать резервы при выдаче каждого кредита. «В результате в 2008 году соотношение резервов к неработающим кредитам у ее банков превышало 200% против 60% в среднем по ЕС». Однако, по мнению Евгения Винокурова, принцип контрцикличности вполне разумен. Главное, не увлечься и не давить рост повышенными требованиями по резервам, ведь резервы – это «мертвые» деньги. «Вообще, принцип «консервативности» хорош в банковском деле, но нужно понимать, что он реализуется за счет определенных процентов роста банковских активов и т.д.», – говорит он.