Какие ландмарки встречаются в казахстанских городах

Опубликовано
Редактор отдела "Недвижимость"

Когда речь идет о достопримечательностях городов, в англоязычном мире используют термин landmark – природный или созданный человеком узнаваемый в данной локации высотный ориентир. Такие объекты обычно становятся символами городов, как то лондонский Биг-Бен или Бурдж Халифа в Дубае. «Курсив» изучил, какие ландмарки казахстанские города готовы противопоставить парижскому Лувру и статуе Свободы в Нью-Йорке.

коллаж: Гамаль Сейткужанов

Столичное разнообразие

Когда смотришь на казахстанскую столицу с высоты птичьего полета, Астана похожа на макет, сплошь уставленный ландмарками. Почти стометровый монумент «Байтерек», увенчанный золотым шаром-яйцом, «шатер» ТРЦ «Хан Шатыр» со шпилем до 150 м, 120-метровые золотые башни Дома министерств (в народе – «золотые ведра»), не столь высокая (62 м), но все же приметная пирамида Дворца мира и согласия. А кроме этого – футуристические павильоны EXPO-2017 и недавно достроенная высотная доминанта столицы – комплекс «Абу Даби Плаза», самая высокая башня которого в непогоду теряется в тумане на высоте более 300 м. 

Но в качестве ориентиров у горожан пока прижились лишь немногие из новоделов, например, «Хан Шатыр» и EXPO. В основном жители столицы, чтобы объяснить свою локацию, используют понятия «правый и левый берег», уточняя ее названием ближайшего ЖК или торгового центра.

Алматинские горы и высотки

Если у Астаны можно попутать берега, то в Алматы выручают горы. Раньше вершины Заилийского Алатау можно было увидеть практически из любой точки города, сейчас же в некоторых районах горные пики закрыты высотками. Тем не менее ориентиры «верх» и «низ» города (ближе к горам и дальше от гор, соответственно), ставшие предметом множества шуток про алматинцев, остались незыблемыми. 

Среди высотных зданий, которые в южной столице можно назвать ланд­марками – 370-метровая телебашня «Коктобе», 170-метровая высотка Esentai Tower, стометровые стеклянные «пики» бизнес-центра «Нурлы-Тау» и коронованная молодыми советскими архитекторами гостиница «Казахстан» (в конце 70-х на крыше высочайшего в сейсмоопасных районах СССР здания установили техническую конструкцию, напоминающую корону, чтобы скрыть выступающие шахты лифта). Среди не столь заметных из разных точек города, но все же знаковых объектов бывшей столицы Казахстана – высокогорный каток «Медеу» и Вознесенский собор.

Шымкентская «статуя Свободы» 

В третьем мегаполисе Казахстана, Шымкенте, среди высотных доминант только активно растущие жилые комплексы. Но все же и здесь есть свои ландмарки. 

«В Шыме знаковые объекты – это гигантская скульптура Байдибек би и фонтан «Тюльпан», – рассказывает историк и краевед Ислам Калани, проводящий авторские туры в Шымкенте.

Десятиметровый семитонный красный тюльпан в чаше фонтана установили в центре Шымкента в 2010-м, и с тех пор цветок является символом города – его изображают на открытках, используют в навигации.

Двумя годами позже, к 80-летию Южно-Казахстанской области, в городе появился считающийся самым высоким в стране 23-метровый памятник легендарному казахскому бию Байдибеку. Высота медной фигуры батыра – 10 м, но она установлена на девятиметровом постаменте, расположенном, в свою очередь, на четырехметровой насыпи. 

«Мы изучили статуи в Рио-де-Жанейро, Волгограде, статую Свободы и решили, что нечто подобное должно быть и у нас», – пояснил на открытии шымкентской ландмарки бывший в то время областным акимом Аскар Мырзахметов.

коллаж: Гамаль Сейткужанов

Региональные ландмарки

В областных центрах масштабы ланд­марок, в основном, скромнее, чем в мегаполисах. Но и в небольших городах можно найти интересные объекты.

Город Актау на Каспийском побережье – один из немногих в мире, который может похвастаться наличием маяка, расположенного на крыше жилой 10-этажки (на высоте 73 м над уровнем моря). Маяк «Меловой», построенный в 1974 году, проработал больше трех десятилетий. В 2021 году, к 30-летию Независимости РК, его реновировали, и маяк вновь начал указывать путь кораблям. Свет обновленного маяка виден за 21 морскую милю (~ 38 км). Маяк «Меловой» называют хранителем Каспийского моря. 

Бесспорной ландмаркой Туркестана является мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Хотя это сооружение времен Тамерлана не превышает 50 м, оно остается высотным ориентиром. Вокруг него попросту запрещено строить высокие дома, чтобы мавзолей, включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, был виден со всех сторон.

«В Костанае самый узнаваемый объект – это наш шахматный клуб. Так называемая Башня с часами. Она всегда на сувенирных открытках города, и по ней сразу можно понять, что это Костанай», – рассказывает местная жительница Айгуль.

Другим символом Костаная являются пшеничные колосья. «Свежую» 15-метровую стелу в виде снопа из колосьев на одной из городских развязок установили 10 лет назад, другая – в виде рук, держащих колосья, появилась на въезде в город еще во времена Союза. 

Символом Усть-Каменогорска, по словам организатора авторских туров Валерии Топольняк, служит древняя усть-каменогорская крепость.

«Но ее нет давно. Это лишь символ, – говорит она. – Ориентируются местные жители на парки, рестораны, магазины, но ничто из них символом города не является».

Hollywood по-казахстански

Самый высотный ориентир Жезказгана – это, пожалуй, 220-метровая труба местной ТЭЦ. Именно она в паре с более низкой трубой медеплавильного завода корпорации «Казахмыс» обращает на себя внимание при выходе из местного аэропорта. Однако жителям Жезказгана, находящегося в 300 км от космодрома Байконур, больше импонирует «космическая» ландмарка – 110-метровый монумент покорителям космоса с поднимающимися в небо истребителем МИГ-17 и ракетой. Есть в Жезказгане и свой «Лувр» – стеклянная пирамида Дворца бракосочетаний.

Дымовая труба №2 Карагандинской ТЭЦ-3 на полсотни метров превосходит по высоте жезказганскую. После труб экибастузской ГРЭС (от 300 до 420 м) это самая высокая труба в стране (270 м). Но в качестве ориентиров в Караганде используют все же не трубы, а мечети, церкви, отели, кварталы и дома культуры. «Встретимся возле ДК («Горняков»), возле мечети или на гостинице «Караганда». Обычно наши так говорят. Или «Буду ждать на 45 (то есть на 45-м квартале)», – рассказывают карагандинцы.

Единственным пока высотным строением в новом областном центре Конаеве местные жители называют трубу, но не ТЭЦ или завода, как в Жезказгане и Караганде, а неработающей котельной в речном порту. И все же ориентируются конаевцы по микрорайонам и «морю», как местные называют Капчагайское водохранилище.

«В Актобе есть знаменитые 25-этажки – ЖК «Актобе Ажары». По ним все ориентируются, так как это единственные высотки», – рассказывает Назгуль о своем родном городе.

Кроме 25-этажек, ориентирами для местных жителей являются торговые центры, рынки и Центральный стадион. «Встретимся на Меге» (старое название нынешнего ТРЦ «Керуен Сити»), «у стадиона» (Центральный стадион), «на Колхозке» (рынок) или «на пятом, восьмом, одиннадцатом и двенадцатом микрорайоне», говорят жители Актобе, чтобы объяснить локацию.

Самое высокое строение Уральска – тоже жилое – две 19-этажные башни-близнецы (или по-местному – «свечки») в мкр. Строитель. Но ориентирами служат не они, а три площади – первого президента (чаще называемая площадью Кадыра Мырзы Али), площадь Абая в старом центре и площадь Победы с установленной там стелой. 

Ландмаркой Кокшетау, пожалуй, является 180-метровая телевизионная вышка с установленной у ее подножия на склоне сопки 10-метровой надписью «КОКШЕТАУ» – местным аналогом знака HOLLYWOOD на холмах в Лос-Анджелесе.

Читайте также