Рынок меди (обзор от 5 апреля)
За последний торговый день на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) официальная цена наличной меди с немедленной оплатой и поставкой повысилась с $9336,0 до $9420,0 за тонну, а цена меди с поставкой через три месяца – с $9352,0 до $9440,0 за тонну. Неофициальная цена наличной меди при закрытии торгов вечером 4 апреля - $9358,0 за тонну.
Обзор мирового рынка меди на утро 5 апреля 2011 года.
За последний торговый день на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) официальная цена наличной меди с немедленной оплатой и поставкой повысилась с $9336,0 до $9420,0 за тонну, а цена меди с поставкой через три месяца – с $9352,0 до $9440,0 за тонну. Неофициальная цена наличной меди при закрытии торгов вечером 4 апреля — $9358,0 за тонну.
Запасы меди на отслеживаемых биржей LME складах за последний торговый день уменьшились с 438,8 до 437,9 тыс. тонн.
Средняя цена наличной меди на LME за январь 2011 года – $9555,70, за февраль – $9867,60, за март – $9530,65 за тонну, а в среднем за прошедшие дни апреля – $9378,0 за тонну.
Официальная цена (settlement) апрельских фьючерсных медных контрактов на площадке COMEX (подразделение Нью-Йоркской коммерческой биржи New York Mercantile Exchange, NYMEX) за последний торговый день понизилась с $9372,2 до $9361,9 за тонну. Запасы меди на COMEX за последний торговый день — 84,8 тыс. тонн.
Официальная цена (settlement) апрельских медных контрактов на Шанхайской фьючерсной бирже Shanghai Futures Exchange (ShFE) за последний торговый день (в переводе с юаней) — $10789 за тонну. Запасы меди, отслеживаемые Шанхайской фьючерсной биржей, — 161,9 тыс. тонн.
По данным Shanghai Metals Market, на Шанхайском спотовом рынке средняя цена наличной меди за последний торговый день (в переводе с юаней) — $10844 за тонну.
Рынки Китая 4 апреля не работали из-за традиционного китайского праздника Цинмин, или Дня поминовения усопших (Qingming).
В понедельник, 4 апреля, биржевые котировки меди на торгах в Лондоне повысились. В Нью-Йорке официальная цена снизилась, но торги закрылись на отметке $9385,0 за тонну, то есть выше, чем в пятницу.
Возможно повышение спроса на цветные металлы после сильных данных о состоянии рынка труда и производственного сектора США. Но есть сдерживающий фактор — опасения за спрос в Японии. По данным агентства Bloomberg, ожидается снижение покупок в Японии, которая является четвертым по величине медным потребителем.
«Мы прогнозируем восстановление спроса на медь в Японии во второй половине года», — сказал Кристин Туксен (Christin Tuxen), аналитик Danske Bank A/S в Копенгагене. Этот аналитик оценивается агентством Bloomberg как самый точный предсказатель более чем за два последних года. «Глобальное восстановление экономики становится более реальным, но пока не видно, что новые рудники начнут функционировать в течение этого года», — добавил он.
По данным агентства Bloomberg, медь, вероятно, получит преимущества от возросшего в ближайшем будущем спроса в Японии, поскольку страна оправляется от рекордного землетрясения и цунами. Восстановление может стимулировать спрос на металлы, используемые в строительстве, сказал Бен Вестмор (Ben Westmore), экономист в National Australia Bank Ltd. в Мельбурне.
Однако канадский деловой портал Kitco News привел мнение аналитика брокерской компании MF Global Эдварда Мейра (Edward Meir), который считает, что товарные рынки недооценивают ситуацию в Японии, где целые отрасли пока не могут встать на ноги. Продажи автомобилей, например, снизились в марте на 37%, согласно данным Ассоциации автодилеров Японии (Japan’s Auto Dealer Association), в то время как промышленное производство в целом может снизиться на 10%. Поэтому возможна нервозность среди производителей металлов.
Аналитик цитирует отчет газеты Financial Times о том, что некоторые медные производители начали защищать себя от падения медных цен хеджированием. А еще появились сомнения в дальнейшем росте китайского спроса на медь, говорит Мейр.
А теперь обратим внимание на несколько странную нынешнюю динамику биржевых котировок меди. Странность заключается в том, что в последние годы медь рассматривалась как один из важнейших индикаторов рынка, свидетельствующих о состоянии как реального, так и финансового секторов экономики. С точки зрения реального сектора цена меди хорошо отражает состояние китайской экономики, являющейся основным покупателем на медном рынке. Именно с действиями Китая связывается устойчивость медного рынка. В то же время с точки зрения финансовых инвестиций медь в последние годы стала представлять большой интерес, перехватив пальму первенства в качестве спекулятивного инструмента у никеля.
В течение первого квартала текущего года наблюдался достаточно общий понижательный тренд цен меди, причем это приходит в противоречие с основным (базовым) индикатором – с ценой на нефть. Теоретически такое поведение цен можно объяснить тем, что часть спекулятивных денег перекочевала с рынка меди на рынок нефти. С другой стороны, в течение марта, несмотря на довольно активно развивающийся конфликт в Ливии, цены меди были относительно стабильными.
Можем ли мы на этом основании ожидать обратного перетока финансов на рынок меди? Да, но стоит принять во внимание, что весомыми факторами будут и решения правительства США в отношении процентных ставок и денежного вливания, а также статистические показатели японской промышленности. Два эти фактора могут двинуть цены на медь в любую сторону.
Обратим внимание также на то, что в конце прошлого года, по данным World Bureau of Metal Statistics, дефицит меди составил всего 14 тыс. тонн, что по отношению к объемам производства рафинированной меди в 19,2 млн тонн выглядит совершенно незначительно.
Чилийская медная компания Antofagasta предсказывает, что в текущем году дефицит составит примерно 440 тыс. тонн меди. Подобной точки зрения придерживаются и еще ряд компаний. Также довольно интересным представляется информация о том, что крупные компании, такие как Rio Tinto, First Quantum Minerals., Freeport-McMoRan Copper&Gold, Vale и BHP Billiton планируют нарастить объемы производства меди за счет приобретения других компаний. Если учесть, что компания Rio Tinto в 2010 году снизила производство меди на 16%, и приплюсовать к этому тот факт, что приобретение компаний не увеличивает общие в мире производственные мощности, в отличие от инвестирования в новые месторождения, то можно предположить, что основная идея этих компаний заключается в удержании рынка в позиции незначительного дефицита. В то же время эти компании прогнозируют рост потребления меди в ближайшее десятилетие.
Обзор подготовлен обозревателем «Казахмыс» Владиславом Николаевым.