Повышение налоговых ставок назвали запросом общества

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Повышение налоговых ставок назвали запросом общества/shutterstock

Предлагаемое правительством повышение налоговых ставок вызвано соответствующим запросом общества, считает вице-министр национальной экономики Азамат Амрин.

«Вы знаете, есть, скажем так, запрос общества по повышенному налогообложению (доходов и имущества. – «Курсив») более богатых людей. Так, есть вопросы по налогу на роскошь, но отдельного налога на роскошь у нас не будет, будет повышенное налогообложение отдельных объектов», – сказал он в ходе так называемого предсъезда Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (НПП).

По словам вице-министра, речь идет о возможности появления с 2025 года более высоких ставок налогов, исходя из совокупной стоимости имущества.

«Увеличатся ставки налогов с собственников яхт, самолетов. Сейчас по яхтам, неважно какого размера, ставка (налога. – «Курсив») одна – 197 тыс. тенге. Посмотрели в разных странах опыт – от 1,5 до 2 млн тенге в зависимости от размера. Мы примерно так же сделаем, то есть в разы увеличим», – отметил Амрин.

Также предлагается увеличить и акцизы.

«Кроме этого, прогрессивная шкала налогообложения у нас будет. Тоже посмотрели прогрессивный международный опыт. Предлагается поступенчатая шкала налогообложения: до 40 млн тенге – 10% (индивидуальный подоходный налог с доходов до 40 млн тенге в год. – «Курсив») и свыше (доходы свыше 40 млн тенге. – «Курсив») – 15%», – сообщил вице-министр.

Кроме того, вводится ИПН с дивидендов – 5% при владении акциями более трех лет и 15% при владении акциями менее трех лет, а также от прироста стоимости ценных бумаг – 10%. Также рассматривается возможность повышения КПН до 25–30% по игорному бизнесу и НДС – с 12% до 16%.

Ранее НПП предложила снизить ставку НДС до 10% с 12% в настоящее время с целью увеличения собираемости налогов, а также ускорения экономического роста в стране. В то же время ее повышение, полагают в палате, наоборот, повлечет удорожание товаров и услуг, снизит покупательную способность и потребительский спрос, приведя к снижению темпов роста ВВП в реальном выражении на 1% в год.

Председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов отметил, что в 2005 году при понижении ставки НДС даже на процентный пункт валовое поступление НДС (НДС на товары внутреннего производства, на импортируемые товары, а также с учетом сумм возмещения НДС по нулевой ставке) выросло на 143%.

Министерство национальной экономики предлагает повысить ставку НДС в Казахстане с 12 до 16%. Реформу предлагается провести в рамках нового Налогового кодекса, который должен вступить в силу в 2025 году. Таким образом, ведомство преследует цель пополнения бюджета на дополнительные 2-2,4 трлн тенге, что, в свою очередь, заменит целевой трансферт, который сейчас берется из средств Национального фонда.

Миннацэкономики обосновывает такой шаг необходимостью пополнять бюджет. Кроме того, министерство утверждает, что повышение ставки НДС позволит повысить конкурентоспособность казахстанского бизнеса по сравнению с российскими аналогами (в РФ НДС составляет 20%). Чиновники считают, что «входящий» НДС, возвращенный зарубежным экспортерам в их родных странах, в частности, в России, недобросовестно используется в Казахстане, создавая импортным товарам несправедливое преимущество.

«На территории Казахстана за данный товар уплачивается НДС в размере 12%. А остальная часть возвращенного НДС в России в размере 8% остается в «кармане» владельца товара. Эта сумма может тратиться на продвижение товара, то есть на рекламу, получение лучших прилавок, демпинг и т.д. То есть разница в ставках НДС дает преимущество товарам российского производства», — отвечали в министерстве на запрос «Курсива».

При этом авторы инициативы обращают внимание на льготы, действующие для многих казахстанских плательщиков НДС. Фермеры, крестьянские хозяйства  и импортеры тростникового сахара-сырца освобождены от уплаты налога, производители и переработчики мяса, хлеба, сахара и фруктов вправе уменьшать базу по НДС на 70%.

Однако министерство не учитывает, что повышение ставки НДС, даже при наличии льготы, приведет к росту исчисленного налога. К тому же ведомство некорректно сравнивает суммы возвращенного экспортеру в родной стране «входящего» НДС и уплачиваемого в стране конечной продажи товара «исходящего» налога. Наконец, авторы не берут в расчет, что освобождение от уплаты НДС для некоторых категорий производителей и продавцов отличается от нулевой ставки и ведет к снижению их рентабельности за счет увеличения расходов при прежней прибыли. 

Читайте также