Уроки кризиса доткомов

Опубликовано
Двадцать лет назад индекс Nasdaq Composite побил рекорд того времени

10 марта 2000 года индекс Nasdaq Composite всего за один день достиг отметки 5 132,52 пункта. И все мы знаем, чем это закончилось. К октябрю 2002 года индекс упал на 78,4%, до 1 108,49 пункта.

Это была лишь половина беды. После того как индекс достиг минимума, последовало вялое его восстановление. Потребовалось время до ноября 2014 года, чтобы индекс вернулся к уровню марта 2000 года, даже с учетом дивидендов.

Если же принять во внимание инфляцию, то индекс восстановился лишь в августе 2017 года, то есть спустя более чем 17 лет.

Если промышленный индекс Доу – Джонса будет следовать схожему сценарию, то торговаться на уровне 5400 пунктов он станет в октябре 2022 года и не сможет восстановиться до своего текущего уровня до ноября 2034 года (или, если учитывать уровень инфляции, до лета 2037 года). Несложно представить, какие разрушительные последствия это имело бы для людей пенсионного и предпенсионного возраста.

Насколько вероятен этот ужасный сценарий? Какие уроки инвестирования можно извлечь из тех событий 20-летней давности? Что необычного в том, что Nasdaq восстанавливался так долго?

На первый взгляд столь медленное восстановление индекса Nasdaq после краха доткомов не кажется беспрецедентным. Например, промышленный индекс Доу – Джонса до 1954 года пытался вернуться на тот уровень, где он находился до краха 1929 года, то есть время восстановления составило 25 лет.

Однако в действительности восстановление фондового рынка после кризиса 1929 года заняло гораздо меньше 25 лет по трем причинам: во-первых, акции 30 компаний, которые составляли основу Dow, были на уровне ниже среднего; во-вторых, дивиденды, которые в 1920-х и 1930-х годах были значительными, помогли восстановить потери; в-третьих, инфляция, которая в начале 1930-х годов была отрицательной, работала на пользу акциям. С учетом дивидендов и инфляции фондовый рынок в целом после краха 1929 года восстановился уже к марту 1937 года, то есть восстановление заняло семь с половиной лет.

Теперь взглянем на ситуацию в начале XXI века. Для рынка в целом восстановление после кризиса 2008–2009 годов потребовало примерно столько же времени, а точнее 5 лет и 3 месяца; после краха пузыря доткомов – семь с половиной лет (с учетом дивидендов и инфляции). Наибольший период восстановления в истории США случился после «медвежьего» рынка в 1973–1974 годах: только к концу 1984 года рынок в целом (с учетом дивидендов и инфляции) вернулся к уровню пика в январе 1973-го, то есть почти через 12 лет.

Более того, если внимательно посмотреть на ситуацию, то видно, что все эти периоды восстановления начинались после периодов «медвежьего» рынка прошлого века. Приняв во внимание все «медвежьи» рынки США с середины 1920-х годов, я высчитал, что в среднем для рынка потребовалось (с учетом дивидендов и инфляции) 3,1 года для восстановления до момента, когда возникла «медвежья» ситуация.

Так что обвал Nasdaq в 2000 году, а также его последующее медленное восстановление по-своему уникальны. Ни одно восстановление после «медвежьего» рынка в истории США не было таким продолжительным.

Главное – диверсификация

Для того чтобы сделать инвестиционный портфель менее уязвимым к аналогичному длительному, затяжному восстановлению, от которого пострадал индекс Nasdaq, важное значение (впрочем, как и всегда) имеет диверсификация.

Сконцентрированному на небольшой группе преимущественно молодых компаний Nasdaq потребовалось вдвое больше времени для восстановления после краха пузыря доткомов, чем это потребовалось рынку в целом.

И тезис о том, что 20 лет назад рынок Nasdaq был плохо диверсифицирован, не подлежит сомнению. Например, компания Cisco Systems, разработчик программного обеспечения и производитель оборудования, в марте 2000 года имела наибольшую рыночную капитализацию и в Nasdaq Composite, который является взвешенным индексом, представляла наибольшую долю среди всех акций. За два года после краха пузыря доткомов акции компании упали более чем на 90%.

В целом фондовый рынок сегодня становится все более концентрированным, что мешает обеспечить такой уровень диверсификации, который мог бы снизить потери на «медвежьем» рынке. Например, пять компаний из списка S&P 500 с наибольшей рыночной капитализацией в настоящее время составляют более 18% совокупной рыночной капитализации всех компаний корзины. По данным Morgan Stanley Research, для истории США это рекорд, который превысил аналогичный показатель на пике пузыря доткомов.

Это означает, что индекс S&P становится более уязвимым из-за вероятных провалов нескольких крупных компаний. Тем не менее, несмотря на тревожную тенденцию, сегодня S&P более диверсифицирован, чем Nasdaq: в отличие от 18% совокупной рыночной капитализации, которую представляют пять крупнейших компаний в S&P, аналогичный индикатор в Nasdaq превышал 40%.

Оценки играют важную роль

Еще один инвестиционный урок заключается в том, что оценки компаний имеют важное значение даже тогда, когда кажется, что это не так, когда надувается пузырь и некоторые инвесторы убеждены, что правила изменились. Например, на пике пузыря доткомов соотношение цена/доходность (P/E) индекса Nasdaq было выше 100, когда рассчитывалось по итогам доходности за 12 месяцев, и на уровне 75, когда расчет основывался на доходности последующих 12 месяцев. Оба показателя значительно превосходили долгосрочный показатель P/E для рынка в целом, который не превышал 20.

Разумеется, ни один способ определения стоимости компании не является идеальным. Однако в ретроспективе соотношение P/E было хорошим индикатором переоценки рынка и слабой отдачи в будущем: начиная с пика в марте 2000 года индекс Nasdaq Composite с учетом инфляции и дивидендов обеспечил доходность на уровне 1,3% в годовом выражении. Сопоставимый уровень доходности индекса S&P составил 4,1% в пересчете на год, что само по себе меньше средней доходности в 6,8% годовых за последние 200 лет.

К счастью, соотношение P/E рынка Nasdaq сегодня намного ниже, чем 20 лет назад. По данным компании Birinyi Associates, сегодня оно на уровне 26,4, если считать по итогам доходности за 12 месяцев, и 22,2 – если рассчитывать на предварительных оценках. И хотя эти соотношения значительно превышают средний показатель, они далеко не так раздуты, как это было в марте 2000 года.

Резюме

Фондовый рынок сегодня не настолько переоценен, как 20 лет назад, и если вы инвестируете в диверсифицированные индексные фонды, восстановление после очередного «медвежьего» рынка пройдет намного быстрее, чем это было у рынка Nasdaq после краха доткомов. В целом же последние 20 лет научили нас тому, что очень важна диверсификация и что нужно уделять внимание оценкам компаний. И никогда нельзя забывать об этом.

 Mark HULBERT

Перевод с английского языка – Танат Кожманов. 

Читайте также