Алматинский апорт в ожидании господдержки
Яблоневый рай исчез, остались лишь осколки. До тех пор, пока правительство страны не примет программу по снижению капитальных затрат (capex) на расширение фруктовых садов, казахстанцам не видать родных яблок, считают эксперты. Большая проблема для производства соков заключается в том, что в основном высококачественное сырье производители поставляют из-за рубежа.
Алматы отметил свой 1000-летний юбилей. Символом города до сих пор считается знаменитый алматинский апорт, которому по размерам, цвету, вкусу и аромату не было равных. Сегодня самое большое яблоко, которое еще можно найти в садах, принадлежащих частному бизнесу, весит не более 500 граммов. А ведь еще несколько лет назад алматинский апорт вытягивал чуть ли не 1 кг.
Некогда цветущие яблоневым цветом склоны Заилийского и Джунгарского Алатау могут остаться лишь на памятных фотографиях да в фильмофонде страны. По официальным данным, только в период с 1932 по 2007 год площадь яблоневых садов центральной части Заилийского Алатау сократилась на 80% (!), в малонаселенном приграничном районе – Джунгарском Алатау – за последние 40 лет уничтожено 28%, а в Тарбагатае до 50% горноплодовых лесов.
Кто-то лишь машет рукой, мол, фруктовые горные сады одичали и, следовательно, не подлежат восстановлению. Другие же, напротив, пытаются возродить экспериментальные, интенсивные сады, построив на этом неплохой бизнес.
Проект стоимостью свыше 200 млн тенге реализуется компанией Raimbek Group при софинансировании АО «КазАгроФинанс» и активной поддержке акимата Алматинской области. Высаженные почти 8 лет назад в Уйгурском районе Алматинской области саженцы яблонь дают неплохой урожай.
«В этом году планируется собрать 350 тонн яблок. Яблоки в нашем саду выращиваются по современной интенсивной технологии, которая позволяет получать урожай больше с 1 га земли и намного раньше, чем при традиционной технологии. Технология представляет из себя комплекс элементов: специальные карликовые саженцы, система капельного орошения, определенная схема посадки, поддерживающая шпалерная система, защитные сетки и комплекс мероприятий по уходу, питанию водой, минералами и защиты от вредителей», – рассказал в комментариях «Къ» исполнительный директор Raimbek Group Рустем Сыздыков.
По словам эксперта, сохранение товарного вида фруктов обеспечивается, в первую очередь, выбранными сортами, поскольку далеко не все сорта обладают свойствами сохранения своих качеств вплоть до 10 месяцев.
Сохранить яблоки помогает и сортировка их перед закладкой, а также периодическая переработка фруктов в период хранения и само собой специальные камеры, обеспечивающие температурный режим.
«15–20% объема из нашего сада будет отправлено на переработку. В первую очередь, это яблоко, имеющее нетоварный вид: либо по своему размеру, либо поврежденное», – отметил также эксперт.
Отбракованные и отправленные на переработку фрукты попадают на завод Raimbek Bottlers, производящий соки для казахстанских и зарубежных потребителей. На сегодня доля компании на рынке соков составляет 32%. В настоящее время Raimbek Bottlers владеет пятью брендами: Juicy, Junior, Frutta Mix, Palma и Fantan. Некоторые из них экспортируются в Россию, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Монголию, Китай и Грузию.
По словам представителей компании, большая проблема для производства соков заключается в том, что в основном высококачественное сырье они вынуждены доставлять из-за рубежа. Даже карликовые саженцы для интенсивных садов все импортируют из стран Европы, в которых затратили длительное время на развитие соответствующих питомников. Лидеры в этом направлении Польша, Италия, Германия, Нидерланды и Турция. В последние годы на рынке саженцев появились и такие страны как Сербия, Китай и Узбекистан. В ближайшее время в Казахстане также планируется развитие таких питомников. Но это скорее из области стратегических планов, а не реальных производств.
«Мы и рады были бы расширяться, но для этого должны быть созданы экономические условия. Пока мы не примем комплекс мер, которые снижают capex (капитальные затраты), говорить о том, что 50–60 тыс. долларов на га фермеры способны и готовы финансировать – это все иллюзии. Таких, быть может, единицы. Поэтому что бы там ни говорили – это государственная задача. Нужна государственная программа, пускай в рамках государственно-частного партнерства, но нужна четкая программа по снижению capex.
До тех пор, пока мы будем покупать саженцы за рубежом, пока не будет создана нормальная конкурентная среда, пока не будут качественные безвирусные саженцы по разумной цене, потому что себестоимость их достаточно высокая, пока у нас не будет своего производства капельного орошения, а также производства собственных материалов, говорить о массовом разведении садов не приходится. Я не говорю о большой технике – сборе комбайнов, тракторов. Нужно наладить производство хотя бы элементарного. Мы ведь даже питомные столбы, шпалеры и сетку везем из-за рубежа. Может быть, сейчас правительство услышит и начнет комплекс мер, мы готовы в этом случае его поддержать и заходить в проекты по расширению», – отметил «Къ» председатель совета директоров АО Raimbek Group Раимбек Баталов.
Между тем, зарубежные исследователи тоже уже не раз говорили об уникальности яблоневых садов Казахстана и мировом значении их генофонда. Рассказывая о своем первом посещении Казахстана, французский исследователь, доктор биологии и режиссер фильма «Происхождение яблок, или Райские сады Эдема», снятого по заказу немецко-французского общественного телеканала «Arte» Катрин Пэкс (Catherine Peix) говорит: «Мы были в восторге от этой красоты! Неужели, думали мы, до сих пор существует такое чудо на земле! Ведь дикорастущую яблоню Сиверса можно использовать для улучшения культурных видов яблонь. На яблоневые сады в Европе сегодня выливают буквально тонны химикатов и все же не могут спасти их от вредителей, и такая беда – во всем мире. Спасти их можно, если использовать в селекционной работе яблоню Сиверса, другие дикие виды, которые уцелели благодаря стараниям ваших ученых, только в вашем регионе».
Сегодня, по ее словам, к имеющимся в наличии реликтовым яблоневым садам Казахстан подходит крайне не эффективно. «Можно собирать эти яблоки и делать из них, например кальвадос (яблочный бренди). Но важно указывать, что этот кальвадос из яблонь Сиверса. Сегодня на Западе бутылка кальвадоса стоит 10 евро. Но если им предложить такую экзотику, как кальвадос из яблонь Сиверса, люди с удовольствием будут брать и за 30 евро. Экзотика и правильно выстроенная маркетинговая политика привлекает людей. Это всегда работает», – заметила Катрин Пэкс.
Однако, по мнению спикеров «Къ», вся проблема в том, что хозяйственная деятельность на территории Казахстана ведется так, что яблоневый генофонд и достояние всего человечества может бесследно исчезнуть. Мы же будем покупать не свой сочный и ароматный апорт, который сегодня помнят, возможно, лишь люди старшего поколения, а китайские яблоки с вяжущим травяным вкусом.