Рзабек Артыгалиев: Вся нефть ТШО отгружается только через систему КТК
В последующие пять лет экономический рост в Казахстане будет в значительной мере поддерживаться проектом будущего расширения нефтегазовой компании «Тенгизшевройл» (ТШО), работающей на гигантском месторождении Тенгиз в Атырауской области. Чтобы узнать немного больше о некоторых аспектах деятельности ТШО, корреспондент «Къ» поговорил с ее генеральным менеджером по связям с правительством и общественностью Рзабеком Артыгалиевым.
– Рзабек Даутович, почему ТШО является ТОО, притом что компания финансирует почти пятую часть республиканского бюджета, почему не произошла ее трансформация в АО?
– ТОО – это форма образования юридического лица. Казахстан и партнеры ТШО посчитали, что это наиболее приемлемая форма.
– Скажите, а почему электростанция, которая есть у ТШО, не подключена к общей системе рынка электрогенерации в стране и не продает излишки электроэнергии на общем казахстанском рынке?
– ТШО осуществляет разработку, добычу и сбыт сырой нефти, сжиженного и сухого газа, а также серы. Выработка электроэнергии производится исключительно для собственных нужд. Участие на рынке электроэнергии не предусмотрено уставными документами ТШО.
– В социальных сетях публикуется информация, что местные экономические группы с помощью заинтересованных госслужащих организовывают рейдерские атаки на иностранные компании, с которыми работает ТШО. Как к этому относится руководство ТШО, осуждает ли оно такого рода рейдерские захваты? Правда ли, что растет аффилированность казахстанской части менеджмента ТШО с такими группами, ведь фактически идет изгнание подрядчиков Тенгизшевройл, где учредителями являются иностранные инвесторы, к примеру компания «Ведьепсер», которая давно работала на Тенгизе?
– Мы не обсуждаем вопросы, которые не касаются деятельности ТШО. Для нас соблюдение законодательства Казахстана является приоритетом, и мы придаем этому особое значение. Того же мы требуем от всех своих подрядных организаций и деловых партнеров.
– Давайте перейдем к наиболее масштабному проекту ТШО за последние 10 лет – Проекту будущего расширения. Ранее в СМИ сообщалось, что для реализации ПБР ТШО прорыл специальный канал в бухте Каспийского моря. Как такой проект отразился на биоразнообразии и какие экологические риски для региона он несет? Для чего вообще прорывался канал и каковы его параметры? «Форбс» сообщал, что при канале для перевозки крупногабаритных грузов строится морской терминал, дорога и вахтовый поселок, закончены ли эти работы? Какую роль в этом сыграла компания «ТенизСервис»?
– В рамках проектов будущего расширения (ПБР) и управления устьевым давлением (ПУУД) ведётся строительство маршрута транспортировки грузов (МаТраГ) с северо-восточной части Каспийского моря на Тенгиз, в том числе дноуглубительные работы по устройству морского канала для захода барж в Прорву. Конструкционные составляющие для проекта, сборка которых будет выполняться на казахстанских производственных площадках, будут доставляться на Тенгиз по МаТраГ. В настоящее время работы по строительству МаТраГ уже ведутся. Проект МаТраГ включает строительство морского канала, терминала разгрузки грузов, терминала хранения грузов и грузовой дороги. Протяженность канала составляет 71 км. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов МаТраГ осуществляется ТОО «ТенизСервис».
– Насколько вырастут объемы добычи нефти на ТШО после ПБР через пять лет? Это будет 36–38 млн тонн нефти или меньше? Каков объем точных вложений? Какая часть этих денег уже законтрактована и потрачена вне казахстанского содержания с учетом того, что работы по крупногабаритным грузам и модулям уже ведутся давно?
– ПБР-ПУУД рассчитан на увеличение ежегодной нефтедобычи на Тенгизском месторождении примерно на 12 млн тонн, при этом суммарный объем добычи возрастёт приблизительно до 39 млн тонн нефти в год. В настоящее время стоимость ПБР-ПУУД оценивается в $36,8 миллиардов с учетом резервного фонда на случай непредвиденных затрат и повышения цен.
– Ранее министерство энергетики говорило, что согласно соглашению о разделе продукции (СРП) 15% тенгизской нефти может идти на внутренний рынок Казахстана, где не хватает сырья для переработки с учетом того, что модернизация НПЗ должна наконец завершиться в 2018 году. После реализации ПБР есть ли шансы, что какой-либо значительный объем с Тенгиза будет поставляться на внутренний рынок Казахстана?
– Так как в рамках ПБР-ПУУД предусматривается обратная закачка газа в резервуар, дополнительная поставка газа для потребителей не планируется. Объем поставок газа на внутренний рынок со стороны ТШО останется без изменений.
– Принятие Кодекса о недрах как-то может повлиять на СРП по Тенгизу или же его это не коснется?
– У нас не СРП, у нас отдельный контракт на недропользование. ТШО – законопослушная компания и будет принимать меры к тому, чтобы обеспечить соблюдение законодательства и его соответствие учредительным документам ТШО.
– Атырауские СМИ сообщали, что, начиная с 2011 года на Каспии вблизи месторождения Тенгиз происходят небольшие техногенные землетрясения. Известно, что ученые ЕНУ ведут по заказу ТШО исследования в области рисков техногенных землетрясений в местах добычи на Тенгизе. Вы могли бы озвучить результаты этих исследований и рассказать, есть ли риски большого техногенного землетрясения в зоне добычи нефти на Тенгизе или Жылыойском районе?
– Тенгизское и Королёвское месторождения расположены на стабильном участке земной коры. Данная территория отличается от других, тектонически более активных, участков на востоке и юге, где случались серьезные землетрясения. Несмотря на то, что микросейсмическая активность в связи с добычей из карбонатных отложений не является редкостью, и добыча ведётся непрерывно с 1991 года, в скважинах Тенгиза не было выявлено никаких измеримых деформаций вследствие тектонической активности.
C 2001 года ТШО ввел в действие и использует программу мониторинга и моделирования геологической среды. Как показали результаты исследований и изысканий, выполненных ТШО за последние годы, микросейсмичность на Тенгизском и Королёвском месторождениях находится на безопасном и стабильном уровне. Также с 2001 года ТШО использует программу мониторинга оседания поверхности, направленную на отслеживание геологических изменений, обусловленных нефтедобычей. Как показали результаты исследований и изысканий ТШО, степень оседания поверхности и уровень микросейсмичности в зоне Тенгизского и Королёвского месторождений безопасные и стабильные. Ежегодно ТШО предоставляет результаты мониторинга в «Запказнедра».
В настоящее время в ТШО действует 23 сейсмостанции с непрерывным потоком данных в режиме реального времени. На территории Казахстана работают восемь региональных сейсмических станций, которые представляют собой наблюдательную сеть Института геофизических исследований Национального ядерного центра Республики Казахстан. Магнитуды подавляющего большинства микросейсмических событий находятся в диапазоне 0,5 – 2,5 Мм (моментная магнитуда – измерение близкое к шкале Рихтера), что ниже уровня чувствительности человека.
– По данным телеканала «Хабар», недавно ТШО был оштрафован на более чем 4 млрд тенге за сжигание газа. Будет ли компания выплачивать этот штраф или оспорит его в суде, досудебной комиссии при минэнерго? Ранее в январе газета «Капитал» также сообщала, что ТШО был оштрафован за якобы незаконное пользование недрами на сумму 3,4 млрд тенге. Компания согласилась со штрафом и выплатила его или же опротестовала? Снизились ли штрафы компании за экологические эмиссии после уменьшения коэффициентов при расчете косвенных методик ущерба окружающей среде за последний год?
– ТШО является законопослушной компанией. Зачастую мы не согласны с взысканиями и используем все доступные средства правовой защиты, но при вступлении в силу судебных решений, мы обязаны их исполнить. Я хотел бы отметить, что в 2014 году при объеме эмиссий 0,3%, произведённых ТШО от всего объема эмиссий по Казахстану, ТШО выплатил более 40% от всех экологических выплат по Казахстану.
– Почему тогда данные мониторинговых станций, которые следят за состоянием окружающей среды и уровнем выбросов вокруг месторождения ТШО, не публикуются в интернете, если судить по публикациям в СМИ?
– ТШО собирает данные мониторинга за состоянием окружающей среды, включающие данные с мониторинговых станций, данные мониторинга уровня выбросов, данные мониторинга за состоянием грунтовых вод с сети наблюдательных скважин, и предоставляет в соответствующие контролирующие органы Казахстана – Департамент экологии по Атырауской области на ежеквартальной основе в соответствии с требованиями законодательства Казахстана.
С февраля 2017 года введена в эксплуатацию новая лаборатория в здании объединенной лаборатории на РЭУ ПБ (Ремонтно-техническое управление промышленной безопасности – «Къ») для отбора и анализа проб в целях проведения экологического мониторинга в рамках программы экологического контроля. Были проделаны работы по улучшению инфраструктуры помещений лаборатории и инженерных работ для установки и запуска лабораторного оборудования, отвечающего мировым стандартам. Лаборатория такого высокого уровня позволит ТШО получать наиболее достоверные данные по состоянию окружающей среды, а именно качества атмосферного воздуха, грунтовой воды и почвы.
С 2000 года ТШО инвестировал более 3 миллиардов долларов США в проекты по снижению воздействия на окружающую среду, а общий объём выбросов в атмосферу на тонну добытой нефти сократился на 71%. ТШО проводит постоянный мониторинг эмиссий в атмосферу в зоне Тенгизского завода. По всей территории Тенгизского месторождения пробурено 225 наблюдательных водозаборных скважин для предотвращения загрязнения подземных вод. ТШО использует сеть из 12 станций наблюдения за окружающей средой для контроля качества воздуха на территории Тенгиза. В 2014 году ТШО завершил модернизацию всех 12 существующих СНОС, обновив газоанализаторы и установив метеорологические станции, что значительно повысило надежность системы наблюдения и оптимизировало процесс контроля состояния окружающей среды.
Всё оборудование, используемое для мониторинга качества воздуха, своевременно прошло поверку и калибровку в аккредитованных подрядных организациях с применением сертифицированных газовых смесей и в установленные сроки. Полученные данные сопоставляются с нормами качества воздуха, принятыми в Казахстане. Система контроля за выбросами позволяет ТШО проводить анализ данных и затем принимать необходимые меры для охраны воздуха.
– По каким каналам сейчас транспортируется нефть ТШО, это в основном КТК? Если да, то какой процент нефти идет через этот трубопровод и снизились ли расценки за транзит в КТК после его расширения и снижения нефтяных цен? Есть ли какие-либо объемы через «Казмортрансфлот», может быть азербайджанские танкеры, Баку-Джейхан, китайское направление, Атырау – Самара? Используется ли железная дорога для перевозки нефти или же этот канал транспортировки уже не используется?
– В настоящее время вся нефть ТШО отгружается только через систему КТК.
– Когда я работал на Тенгизе в 2002–2003 годах, то получал 1,65 долларов в час за свою работу от компании «Сенимди Курылыс», подрядчика ТШО. Но как мне потом стало известно, само ТШО платило до 25–30 долларов в час за мою работу своему подрядчику. Почему существовал такой разброс между ставками прямых выплат подрядчику за его работника и реальной зарплаты сотрудника?
– Подрядные организации ТШО являются независимыми юридическими лицами, которые ведут свою деятельность в соответствии со своими учредительными документами. ТШО неизвестны случаи такого разброса. ТШО в меру своих возможностей старается координировать своевременную выплату заработных плат.
– Мне говорили, что в ТШО не берут на работу напрямую, а только через посредников-рекрутеров, которые могут искажать реальные потребности компании в человеческих ресурсах, в особенности среди местных жителей наравне с работниками из других областей? Почему так сложилось?
– Не согласен. В случае возникновения вакансий, ТШО набирает сотрудников напрямую, все вакансии публикуются на внешнем вебсайте компании.
– Когда ТШО наконец перестанет принимать во внимание требования о казахстанском содержании согласно обязательствам Казахстана в рамках ВТО?
– Для ТШО вопрос развития казахстанского содержания является одной из ключевых задач, и в этом направлении проводится большая работа, чтобы развить казахстанские компании. В первом квартале 2017 года ТШО приобрел товары и услуги казахстанских поставщиков на сумму более $494 миллионов, включая $160 миллионов в рамках ПБР-ПУУД.
С 1993 года ТШО закупил товаров и услуг казахстанских поставщиков на сумму более $22 млрд. На пике строительства и производственных работ ПБР-ПУУД ожидается создание порядка 20 тысяч рабочих мест. ТШО активно вовлекает казахстанских поставщиков в оказание услуг по проектированию, закупкам и изготовлению модулей для ПБР-ПУУД. На сегодняшний день свыше 1800 казахстанских компаний прошли предварительный отбор.
– Ранее НПО в Атырау утверждали, что ТШО финансирует неэффективные социальные проекты в регионе, где зачастую вовлечены аффилированные лица местных чиновников, насколько это была достоверная информация и как проходит работа по увеличению прозрачности социальных проектов в Кульсары, Атырау, Жылыойском районе? Проходят ли в этом плане ежегодные встречи с местными населением, кроме различных ОВОС, для продления «социальной лицензии» компании в регионе?
С 1993 года ТШО направил более $1,3 млрд на финансирование различных социальных проектов для населения Атырауской области и сотрудников. В 2017 году бюджет добровольной социально-инфраструктурной программы «Игилик» составил $25 миллионов. Суммарная стоимость реализованных проектов за весь период существования программы «Игилик» составила более $200 миллионов, всего реализовано более 100 проектов социального назначения, в результате чего было создано свыше 1000 новых рабочих мест для медицинских работников, педагогов и технического персонала.
В целом программа уделяет внимание проектам социальной инфраструктуры, строительству школ, дошкольных, медицинских учреждений, домов культуры, дорог и приобретению оборудования для таких объектов. Главными критериями при распределении средств по программе являются значимость и польза для большинства населения, а также устойчивость, чтобы завершенные и переданные объекты не требовали дополнительного финансирования.
Как правило, проекты обычно отбираются местными органами власти, в данном случае акиматом Атырауской области. Эффективность программы «Игилик» также объясняется тем фактом, что все проекты были отобраны на основе оценки потребностей нужд населения Атырауской области с целью совместного участия и решения реальных социальных проблем. Такое исследование проводится внешними экспертами каждые три года. По результатам совместной оценки потребностей населения ТШО разрабатывает перечень проектов, которые могут быть включены в программу «Игилик» для дальнейшего финансирования со стороны ТШО. Генеральный директор ТШО и аким Атырауской области согласовывают и утверждают список наиболее полезных для региона и населения проектов, которые затем финансируются ТШО.
Помимо программы «Игилик» ТШО также реализует программу социальных инвестиций с годовым бюджетом около $1 млн, в рамках которой осуществляются проекты, направленные на поддержку сфер здравоохранения и образования, а также на развитие социального предпринимательства в Атырауской области.
ТШО на регулярной основе проводит консультационные встречи с общественностью Жылыойского района, Атырауской и Мангистауской областей с целью предоставления обновленной информации о деятельности компании и ПБР-ПУУД, получения обратной связи и информации о проблемах общественности, их отзывов и предложений. Только в 2016 году было проведено 16 таких встреч в населенных пунктах Атырауской и Мангистауской областей. Такие консультационные встречи с общественностью носят постоянный характер.