Минторг Казахстана намерен снизить цены на овощи и фрукты

Опубликовано
По мнению Бахыта Султанова, единая система дистрибуции позволит обеспечить стабильность цен

Сформировать пул добросовестных производителей плодоовощной продукции и обеспечить им «зеленый свет» на пути к выходу на рынки ЕАЭС намерены в Министерстве торговли и интеграции РК. Таким образом Минторг хочет снизить цены на овощи и фрукты.

Основной двигатель инфляции в республике в этом году – плодоовощная продукция. Снизить влияние этого фактора торговое ведомство предлагает за счет создания на центрально-азиатском направлении пу ла производителей продтоваров (в том числе из стран, не являющихся членами ЕАЭС). Эти производители получат возможность без задержек поставлять свою продукцию на рынки Евразийского экономического союза. По мнению министра торговли Бахыта Султанова, единая система дистрибуции позволит, во-первых, обеспечить стабильность цен и стабильность ка чества поставляемых на рынки овощей и фруктов, а во-вторых, значительно снизить инфля цию (в долгосрочной перс пек тиве).

Дорогая задержка

Предложенная схема будет работать эффективно, только если в числе прочих будут устранены и таможенные барьеры. Для Казахстана и Кыргызстана как членов ЕАЭС их не существует, но большая доля плодоовощной продукции идет из Узбекистана. Именно она подлежит растаможке, которая, по выражению главы Министерства торговли и интеграции, «съедает» много времени. А в случае со скоропортящейся продукцией «съедает» и часть самого продукта – стоимость этой части затем закладывается в цену того товара, что до потребителя все-таки доехал.

По оценке предпринимателей, которые поставляют плодоовощную продукцию на рынки РК, потери в пути составляют от 20 до 40% груза, а иногда доходят до 75-80%. Усугубляет ситуацию отсутствие налаженной схемы сбыта внутри страны.

«Когда продукция с юга идет, на границе проблемы: по 150-200 машин стоят на границах. Если едет холодильная камера с виноградом, а таможенник ее открывает, то проникновение кислорода уже дает 20% потери. Потом приезжает на рынок Нур-Султана и пытается найти себе дистрибьютора или оптового покупателя – в этом ожидании еще 20% товара подвергаются порче. Пока реализация начнется, виноград становится вялым. Из пяти КамАЗов, которые доезжают до того же Нур-Султана с овощами, один-два уже с некондиционной продукцией, которая выбрасывается, а цена ее ложится на потребителя», – констатирует министр.

Почему казахстанский Минторг заботится о российском рынке

Предложенная Минторгом РК схема предполагает не только формирование списка поставщиков плодоовощной продукции, за которыми не будет числиться налоговых и таможенных «грехов» на родине (по-другому получить «зеленый коридор» на границе не получится), но и разворачивание сети оптово-распределительных центров внутри Казахстана. У мест хранения плодоовощной продукции должна быть фиксированная цена на услуги, что позволит сделать прозрачным конечное ценообразование.

Работа по организации таких центров уже развернута в столице, Караганде и Шымкенте. В Жамбылской, Западно-Казахстанской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях строительство подобных центров собираются начать в этом году. В 2020 году – в Мангистауской области, Алматы, Семее и Актобе. Три таких центра в приграничных с Россией областях должны обеспечить прохождение плодоовощной продукции и в соседнюю страну. Забота о российском рынке со стороны Министерства торговли Казахстана объясняется просто: по мнению г-на Султанова, сейчас республика импортирует инфляцию из России. И, соответственно, Нур-Султан заинтересован в стабильности цен на соседнем рынке.

«Прослеживается четкая положительная корреляция между ценами России и Казахстана. Как показывает анализ, корреляция составляет более 90% на социально значимые товары. На фоне роста цен в России растут и наши цены, и объемы экспорта этой продукции, – утверждает г-н Султанов. – Цены в России гораздо выше, и как только колеблется цена в России, это сразу вымывает продукцию из Казахстана. То есть вроде бы растет и экспорт, но при этом растут и наши внутренние цены, и если все вместе мы обеспечим стабильные поставки на рынок России, то, соответственно, колебания цен как у них, так и у нас будут минимизированы», – отметил он.

Урожай все покроет

«Сегодня на инфляцию оказывают влияние торговые отношения с соседними странами и уровень инфляции там. Есть целый ряд товаров, в основном продовольственных, где мы можем говорить об импорте инфляции. Поэтому важно выстраивать правильную торговую политику в условиях, когда мы имеем открытые таможенные границы в ЕАЭС, важно наладить баланс между экспортом и импортом», – согласен министр национальной экономики Руслан Даленов.

По данным Даленова, к концу июля годовая инфляция сложилась на уровне 5,4%. Учитывая, что в июле 2018 года она составляла 5,9%, можно говорить о снижении, но есть один беспокоящий власти нюанс: наибольшее влияние на рост инфляции оказали продовольственные товары – 3,4%, или практически две трети от всего роста цен. Рост цен на продовольствие во многом произошел за счет удорожания 19 социально значимых продовольственных товаров: это лук репчатый, который прибавил в цене на 79%, морковь (59,3%), картофель (32,9%), рис (21,6%), мука (20,8%).

В поле зрения правительства попали также баранина, говядина, конина и хлеб как товары, которые подорожали наиболее заметно. Местные власти теперь будут мониторить цены на эти товары и следить, чтобы торговая наценка на них, как и еще на 9 видов социально значимых товаров, не превышала 15%.

В ближайшее время большая часть плодоовощной продукции подешевеет без усилий со стороны властей. По утверждению министра сельского хозяйства Сапархана Омарова, урожай текущего года в стране полностью покрывает внутреннюю потребность.

«Могу сказать, что по тем 10 видам продукции, стоимость которых резко выросла, есть прогноз увеличения производства в 2-2,5 раза, – говорит Омаров. – Например, по луку в текущем году посевная площадь составила 32,8 тыс. га, что на 4,1 тыс. га больше уровня 2018 года. И мы планируем, что в этом году мы соберем около 900 тыс. тонн лука, что достаточно для покрытия внутренней потребности и для экспорта».

Прогнозный валовой сбор моркови в этом году в Казахстане составит 567 тыс. тонн, что почти в два раза больше внутренней потребности. Прогноз по урожаю картофеля – 3,7 млн тонн против 3,8 млн тонн в прошлом году – на внутреннюю потребность страны его хватает, как и риса, урожай которого составит 482 тыс. тонн. Новый урожай собьет цены в сентябре-октябре, когда фермеры, по выражению министра сельского хозяйства, «бегут» доводить до потребителя собранный урожай, ведь возможностей для его хранения у большинства нет.

Стабфонды vs торговые сети

С ноября-декабря цены на овощи вновь поползут вверх. Бороться с этим явлением в Казахстане уже не первый год пытаются с помощью стабилизационных фондов продовольственных товаров. Но стабфонды, по мнению министра торговли, себя не оправдали.

«Неэффективность стабфондов в первую очередь связана с человеческим фактором – с неправильным приобретением, неправильным хранением продукции, – считает Султанов. – Еще один момент – незначительный объем стабилизационных фондов: для того, чтобы реально влиять на цены, стабфонды должны иметь большой запас продукции, но ограниченность средств местных бюджетов не позволяет сегодня это сделать, плюс ограниченность инфраструктуры, им мест хранения зачастую не хватает. Поэтому данные интервенции не всегда эффективны и не всегда сбивают цены во время сезонного всплеска», – констатирует глава ведомства.

Создание пула производителей, способного влиять на сдерживание цен, станет эффективнее, но запуск такой системы займет время. Поэтому в Минторге и предлагают быстрое решение для сдерживания цен – выделять торговым сетям кредиты на оборотные средства под минимальные проценты. Условие льготного кредита – сети должны фиксировать цены на определенный продуктовый ряд. Преимущество метода в том, что сети договариваются с производителем о раздельном графике поставок уже выкупленной ими продукции, то есть проблема хранения отпадает.

«Это более эффективный, чем интервенции, механизм и он больше обеспечивает возможность со стороны сетей заниматься вопросами хранения и логистики», – убежден Султанов.

17 августа этого года в силу вступили Типовые правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары. Эти правила позволяют акиматам и социально-предпринимательским корпорациям использовать на практике механизм по предоставлению оборотных средств торговым сетям. Финансовую готовность к таким действиям подтвердили пока в пяти акиматах – в бюджете Нур-Султана на это заложено 1,1 млрд тенге, в Костанайской области – 300 млн тенге, в Кызылординской – 380 млн тенге, в Алматинской – 170 млн тенге. Предполагается, что в Алматы на эти цели будет выделено 1,5 млрд тенге, но к концу августа в Министерстве торговли РК еще ждали подтверждения от акимата. В перспективе опыт кредитования торговых сетей под условие фиксированных цен на ряд товаров планируется распространить на всю страну.

Читайте также