Направлять, а не командовать. Как будут сокращать долю государства в экономике

Опубликовано
Shutterstock

Десятого мая 2024 года вышел указ президента Республики Казахстан «О мерах по либерализации экономики», призванный дать частному предпринимательству больше свободы путем создания более развитой конкурентной среды за счет выхода государства из бизнеса. С высоких трибун не первый год звучит тезис о том, что государственное учас­тие в экономике необходимо сокращать.

Государство должно работать по «правилу желтых страниц», когда производство всех товаров и оказание услуг, которые можно найти в телефонном справочнике, должны передаваться частному сектору. Государственное управление зачастую бывает неповоротливым, бюрократизированным.

У менеджмента частных компаний другие цели, целевые индикаторы, ключевые показатели эффективности, методы работы. «Курсив» разбирается, как это будет работать и на что нужно обращать внимание.

Рост вдолгую

По развитию экономики Казахстан занимает 39-е место в мире. В 2023 году она выросла на 5,1% благодаря экспорту и бюджетному стимулированию. Прогноз на 2024 год предполагает замедление роста до 3,4% с восстановлением до 4,7% в 2025 году. По прогнозу среднегодовой рост ВВП за пять лет составит 5,8%. Инфляция определена на уровне 6–8% в 2024 году, 5,5–7,5% – в 2025 году с последующим снижением до 5% в 2026–2028 годах. Реальный рост ВВП в 2024 году, по прогнозам, составит 5,3% с последующим увеличением до 6% в 2028 году.

Согласно отчету Азиатского банка развития, темпы роста экономики Казахстана в 2024 году снизятся на фоне замедления роста промышленности из-за стагнации в добыче нефти, а затем восстановятся в 2025 году за счет роста добычи и инвестиций. Здесь стоит обратить внимание, что инвестиции – это как раз бизнес, в частности, крупный. Ведущие игроки отрасли должны быть заинтересованы в развитии инфраструктурных проектов, например.

В добровольно-принудительном порядке, то есть через госучастие, в полной мере этот инструмент не заработает.

Кроме того, в 2025 году будет принят ряд законов, которые станут напрямую влиять на экономику. Это Налоговый и Бюджетный кодексы, закон по госзакупкам, конкуренции, ужесточение выдачи кредитов и многое другое. Все это скажется на бизнесе, что несколько противоречит исходному тезису, однако часть этих мер необходимо реализовать. Так, новый Бюджетный кодекс позволит стране выйти из кризиса госфинансов, который возник не из-за дефицита денежных средств, но из-за неэффективного управления ими.

Экономическая астрология

Американский экономист Дэвид Гейлбрейдс однажды сказал, что «единственная роль экономического прогнозирования – это придание респектабельности астрологии», имея в виду, что экономические прогнозы – история относительная. Особую актуальность этому высказыванию придает рекордное количество «черных лебедей» за последние пять лет. Однако важно внедрять системные решения, меры, которые будут работать на достижение определенных целей даже в условиях новых экономических вызовов.

Так, например, Казахстан может сохранить старые методы и подходы, развивать старые госпрограммы и продолжать тратить деньги Национального фонда, а может передать экономику бизнесу и региональным органам местного управления. Перед областными или районными акиматами в последнем случае встанет задача по запуску эффективных производств в партнерстве с местным бизнес-сообществом. Но это должны быть не обязательства а ля «пятилетку за три года», но система KPI. Сейчас экономика едва ли не целиком подконтрольна правительству.

Указ «О мерах по либерализации экономики» частично решает эту проблему.

  • при Агентстве по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан предусмотрено создание Национального офиса по приватизации, который обеспечит выработку критериев государственных активов, подлежащих приватизации;
  • предусмотрены меры по повышению самостоятельности, качества и независимости корпоративного управления АО «ФНБ «Самрук-Казына» и его дочерних компаний, а также совершенствованию осуществ­ляемых ими закупочных процессов;
  • предусмотрен ряд конкретных мер в целях развития конкуренции на товарных рынках;
  • предлагаются меры по дальнейшему совершенствованию регуляторной политики и либерализации процедур для открытия и ведения бизнеса;
  • предполагается упрощение и автоматизация (цифровизация) доступа потребителей к коммерческим услугам, предоставляемым квазигосударственными организациями, процедур получения технических условий и подключения к инженерным сетям;
  • отдельным блоком в указе выступает комплекс мероприятий, направленных на усиление защиты прав и законных интересов бизнеса, в том числе путем декриминализации уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности;
  • реализация указа, согласно планам правительства, придаст дополнительный импульс масштабному и ускоренному сокращению доли государственного сектора в экономике.

А как дела обстоят сейчас

Соотношение количества компаний с государственным участием к общему количеству зарегистрированных компаний в РК – около 10%. Тогда как около 50% всех крупных компаний в Казахстане – это компании с участием или под контролем государства. Или, например, доля активов Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» к ВВП страны – всегда около 40%.

Вместо приватизации государственных активов говорят о национализации частных. К примеру, недавно депутат призвал национализировать Halyk – один из крупнейших банков страны. Тогда как, в свою очередь, Halyk Bank в апреле 2024 года сообщил о досрочном полном возврате государственной поддержки в размере 250 млрд тенге, полученной Казкоммерцбанком в виде депозита АО «Казахстанский фонд устойчивости» в 2015 году. Важно обратить внимание, что случилось это еще до решения о выплате дивидендов акционерам. А каким образом госпомощь возвращал бы государству государственный банк? Да и в целом не противоречит ли идея национализации словам президента?

В качестве не вполне эффективного решения госменеджмента можно привести и конкурсную основу для выбора поставщиков или инвесторов. Это распространенная практика, позволяющая снизить коррупционные риски, однако конкурсы в частном секторе строятся не только по принципу меньшей цены, а конкурсные условия учитывают рыночные возможности и интересы потенциальных поставщиков или инвесторов. Так, например, в этом месяце (после очередного заявления депутата) было приостановлено строительство торгово-логистического комплекса (ИТЛК) в районе автодорожных пунктов пропуска «Карасу» и «Ак-Тилек». Согласно конкурсной документации, будущий инвестор должен будет вкладываться в развитие комплекса не только с казахстанской, но и с кыр­гызстанской стороны. Желающих не нашлось. Отказался даже действующий подрядчик, так как механизмов защиты и поощрения инвесторов в стране практически нет.

Сокращение государственного учас­тия в экономике – важный шаг на пути развития предпринимательства в стране, развития горизонтального управления, демократизации и дебюрократизации процессов, создания новых общественных институтов, роста показателей по вкладу бизнеса в ВВП и не только. Поддержка отечественного бизнеса и развитие инвестиционного потенциала страны являются важными аспектами для экономического роста и процветания. Государству следует активно работать в этом направлении, создавая благоприятные условия для предпринимательства, стимулируя инвестиции и развивая инфраструктуру.

Читайте также