Инвесторы обеспокоены. Как отмена налоговых льгот на казахстанских биржах повлияет на фондовый рынок страны

Опубликовано (обновлено )
Корреспондент отдела Business News
В Казахстане хотят ввести налог на дивиденды и прирост стоимости ценных бумаг / коллаж kursiv.media, бильд-редактор: Денис Андреев

Министерство нацэкономики в новом Налоговом кодексе хочет отменить льготы на дивиденды и прирост стоимости ценных бумаг и вместо этого установить ставку в размере 5% для резидентов Казахстана (для нерезидентов она будет выше, но насколько, пока непонятно). Опрошенные «Курсивом» эксперты раскритиковали предложение МНЭ, заявив, что это негативно повлияет на развитие фондового рынка Казахстана. Страна может потерять не только потенциальных инвесторов, но и нынешних. 

Какие правила сейчас и что хотят изменить 

Согласно действующему Налоговому кодексу, инвесторы-резиденты по умолчанию должны платить 10% налога на доходы от биржевых сделок (от полученных дивидендов и прироста стоимости бумаг), нерезиденты — 15%. Однако правила предусматривают множество послаблений — и для резидентов, и для иностранцев. Льготы для тех, кто торгует ценными бумагами на KASE, прописаны как раз в кодексе. Доход от прироста стоимости облагается налогом только, если казахстанские юрлица или любые нерезиденты совершают сделки не методом открытых торгов. Купонные выплаты по корпоративным облигациям не подлежат налогообложению, за исключением случаев, когда бумаги не находятся в официальном списке KASE. Для торгуемого на бирже госдолга нет даже такого условия

Наконец, нормы в отношении дивидендов немного различаются для резидентов-физлиц и всех остальных. Те, кто попадает в последнюю категорию, не должны платить налоги при условии, что акции эмитента активно торгуются (не меньше 50 сделок в месяц общим объемом от 25 млн тенге). Для казахстанских розничных инвесторов предусмотрена дополнительная льгота — если размер выплачиваемых дивидендов не превышает 30 тыс. МРП (110 млн тенге в 2024-м).  

На бирже Международного финансового центра «Астана» AIX до 2022 года и вовсе действовало освобождение от любых налоговых выплат. Эта льгота была установлена до 2066 года без каких-либо ограничений и прописана в Конституционном законе, принятом в декабре 2015 года. Однако два года назад правительство изменило критерии, после чего участникам AIX было предписано соответствовать тем же требованиям к активности торгов, что и на KASE (требований к размеру дивидендов нет). Фактически доходы от операций на казахстанских биржах не облагаются налогами.

Если министерство нацэкономики примет решение об отмене льгот, ему придется не только поменять Налоговый кодекс, но и внести соответствующие поправки в Конституционный закон. Новая пятипроцентная ставка по операциям на AIX будет единой для казахстанцев и иностранцев (конституционный закон распространяет льготы на обе категории). Условия для сделок на KASE, судя по всему, по-прежнему будут ранжироваться – МНЭ заявляло, что для нерезидентов ставка будет выше, не уточняя ее размер. 

Впервые о готовящихся ведомством изменениях в середине июня сообщили в Ассоциации миноритарных акционеров (QAMS). Исполнительный директор ассоциации Данияр Темирбаев присутствовал на заседании с участием вице-министра экономики Азамата Амрина, на котором были презентованы основные положения будущего Налогового кодекса. Позже в МНЭ подтвердили «Курсиву», что ведомство действительно обсуждает такие меры, однако окончательного решения по ним пока принято не было. 

В целом министерство не говорит, сколько дополнительно налогов поступит в бюджет, если льготы на биржевые доходы будут отменены. Из презентаций МНЭ известно лишь, что отмена всех льгот (не только биржевых) позволит собирать в казну дополнительные 1,3 трлн тенге в год. О нереалистичности таких налоговых поступлений высказались ранее аналитики Halyk Finance. 

В первом квартале 2024 года совокупный объем торгов на AIX составил $463 млн, это в семь раз больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и в 795 раз больше, чем в первый год работы биржи в 2018-м. По итогам него общий объем торгов составил $582,3 тыс. По состоянию на 1 апреля 2024-го, в официальный список AIX входили 165 выпусков ценных бумаг 101 различных эмитентов (в 2018-м были зарегистрированы шесть выпусков). Общий объем привлеченного капитала с момента запуска биржи составил $4,8 млрд.

Динамика роста показателей на KASE не столь очевидна. Льготы на этой площадке в нынешнем виде действуют с января прошлого года. Тогда ставка налога на дивиденды была повышена с 5 до 10%, но одновременно появились существенные послабления, касающиеся активных торгов акциями и дивидендов в пределах 30 тыс. МРП. В начале 2023 года в торговых списках KASE находились негосударственные ценные бумаги 584 наименований 230 эмитентов, через год их число увеличилось до 656 наименований 237 эмитентов. На 1 июня 2024 года на бирже были размещены ценные бумаги 687 наименований 251 эмитента. Рост числа эмитентов за 17 месяцев составил 9,1%. 

Малоффективная и отпугивающая инвесторов реформа 

В разговоре с «Курсивом» председатель совета директоров Teniz Capital Investment Banking Галим Хусаинов высказал мнение, что прирост стоимости ценных бумаг в результате торгов на рынке не должен подлежать налогообложению, а дивиденды – должны, при чем налог в 5% является, по его мнению, «вполне приемлемым». 

«Мне кажется, 5% не является большим бременем. В целом, доход по акциям в наше время формируется не на дивидендах, а на приросте стоимости акций, поэтому сам налог в 5% не будет обременительным и не будет являться большим барьером для развития фондовой биржи. Тем более у нас не так сильно развит фондовый рынок, чтобы говорить, что мы что-то сильно потеряем. При этом сейчас многие крупные бизнесмены пользуются данной льготой, чтобы не платить налоги с дивидендов и это неправильно», – считает Галим Хусаинов. 

Финансовый аналитик Андрей Чеботарев обращает внимание на другое. Он говорит, что изменение Конституционного закона, регулирующего МФЦА, даст понять инвесторам, что фискальная политика Казахстана непредсказуема и вызовет у них недоверие к госаппарату. 

«Чтобы отменить налоговые льготы в МФЦА, нужно поменять конституционный закон. Мне кажется, министерство нацэкономики слишком много на себя берет. Оно забывает, что инвесторам важна предсказуемость и прозрачность налоговой политики, им нужно четко говорить, какие налоги будут и как они будут их платить. Об этом не раз говорил президент, но они не приняли это во внимание. Сначала пообещали льготы до 2066 года, а потом решили все отменить в 2024 году», – заметил Чеботарев. 

Он назвал инициативы МНЭ неразумными и заявил, что они подрывают веру в то, что «текущий состав министерства может написать Налоговый кодекс вообще». По его словам, представители ведомства либо не понимают, как работает в стране фондовый рынок, либо намеренно занимаются вредительством. 

«Я думаю, что эти меры все-таки не введут, и это некий элемент шантажа со стороны МНЭ – проси больше, получи меньше. В таком случае это игра на острие ножа. Но, мне кажется, таким все-таки не стоит играть. МФЦА – это шанс на светлое финансовое будущее Казахстана, поскольку это понятная для всего мира юрисдикция. Да, ее не понимают некоторые представители старой финансовой системы, но, поверьте мне, иностранные инвесторы давно поняли, что это светлое окно в нашей финансовой системе и с удовольствием им пользуются», – подытожил Чеботарев. 

Инвесткомпании думают о переезде из Казахстана 

Управляющие инвестфондами, которые сегодня работают в МФЦА, также не остались в стороне от обсуждения поправок. Они организовали пресс-конференцию, на которой заявили о возможной редомициляции (переезд в другую юрисдикцию) в случае принятия изменений. Компании направили коллективное письмо в МНЭ с просьбой оставить существующие льготы для площадки. 

«Сейчас эта площадка [МФЦА] работает прекрасно. Вместе с коллегами у нас уже около $1 млрд под управлением. И эта сумма будет расти, но при сохранении налоговых льгот. Если внедрят такие меры, то даже нам, как управляющим активами, будет намного интереснее рассмотреть другие альтернативные финансовые центры, такие как Дубайский международный финансовый центр или Абу-Даби», – отметил глава управляющей компании Fonte Capital Ltd. Ержан Мусин.

Глава инвестфонда Khan Tengri Capital LLP Аскар Каримуллин уточнил, что 5%-ный налог, который предлагает МНЭ, не даст бюджету существенных поступлений, но зато может подорвать инвестиционную политику Казахстана. Так, например, при приросте стоимости акций на $100 млн налог составит $5 млн. И при этом у компаний не будет гарантий, что через год-два правительство не захочет снова поднять ставки налога. 

«В Дубае управляющие активами освобождены от корпоративного налога на 50 лет. Более того, там отсутствуют налоги на доходы физических лиц. У нас же доходы физлиц облагаются ИПН. Кроме того, в Дубае инвесторы освобождены от налогов на прирост капитала и дивиденды. В Абу-Даби также нулевая ставка корпоративного подоходного налога. В Люксембурге – низкие ставки налога на подписку для всех инвестфондов. То, о чем мы сегодня говорим, в мире облагается по нулевой ставке», – заявил Аскар Каримуллин. 

По его словам, ставка налога в 5% может считаться небольшой для инвестфондов, однако для их клиентов-инвесторов доходность может существенно снизиться (в некоторых случаях с 12% до 9%). Соответственно, инвесторы будут с меньшим интересом рассматривать МФЦА для вложения средств. 

Биржи выступают против отмены льгот 

В бирже AIX заявили «Курсиву», что отмена налоговых льгот будет препятствовать расширению инвесторской базы и повышению ликвидности и без того небольшого по объемам фондового рынка страны. 

«Мы видим, что розничные инвесторы обеспокоены предложенными налоговыми изменениями. Индивидуальные инвесторы обсуждают нововведения в пабликах и чатах, задают вопросы через социальные сети. Инвестиции на фондовом рынке являются альтернативой банковским депозитам. Частые изменения законодательства в области регулирования и налогообложения операций с ценными бумагами в целом снижают доверие к фондовому рынку, что негативно скажется на деловом климате финансового центра и страны в целом», – заявили в AIX. 

Там добавили, что для эмитентов ценных бумаг эти новости послужили серьезным сигналом о непоследовательности действий государства и поставили вопрос о целесообразности выхода на фондовый рынок. Особенно это затронуло те компании, которые планировали редомициляцию в Казахстан. В пресс-службе биржи отметили, что это серьезный и долгосрочный шаг для любого бизнеса, и очень сомнительно делать его в условиях, когда правила игры меняются каждый год. 

Биржа KASE в комментарии «Курсиву» напомнила, что президент Касым-Жомарт Токаев недавно подписал указ «О мерах по либерализации экономики», по которому планируется массовая приватизация госактивов до 31 декабря 2028 года. Ожидается, что до конца этого периода будет проведен ряд IPO/SPO компаний госсектора. 

«Опыт развития казахстанского рынка ценных бумаг показывает, что IPO крупных компаний являлись наибольшим стимулом для привлечения инвесторов на фондовый рынок, в особенности частных инвесторов», – заметили в KASE. 

Биржа подчеркнула, что существующие налоговые льготы были существенным поддерживающим фактором для формирования заинтересованности инвесторов в операциях на фондовом рынке.

Особенно эти льготы важны для физических лиц, так как при выборе между банковским вкладом и инвестициями в ценные бумаги они могут отдать предпочтение депозитам. Последние не облагаются налогом, и государство гарантирует сохранность средств на них (до определенного размера) в отличие от инвестирования в акции и облигации. 

«С точки зрения формирования налоговых поступлений: компании направляют на выплату дивидендов чистую прибыль или ее часть после уплаты всех необходимых к выплате налогов. Таким образом, сохранение налоговых льгот представляется наиболее привлекательным для инвестиций в ценные бумаги, но если налогообложение будет введено, то льготная ставка будет способствовать снижению негативного эффекта от данного шага», – отметили в KASE. 

Представители биржи добавили, что для эффективного развития фондового рынка важно также поддерживать паритет фискального режима в юрисдикции МФЦА и в «континентальном» законодательстве Казахстана. Это будет обеспечивать полноценное использование потенциала двух рынков его участниками, в противном случае будет больше попыток «бегства» от налогообложения, нежели конструктивного использования возможностей фондового рынка, считают в KASE. 

«Нельзя менять правила в процессе работы»

Председатель правления Freedom Finance Сергей Лукьянов в разговоре с «Курсивом» заявил, что необходим постепенный и обоснованный рост налоговых ставок, иначе правительству придется часто пересматривать Налоговый кодекс, что неэффективно. 

«Сейчас в Казахстане действует либеральное налогообложение на фондовом рынке как для физических, так и для юридических лиц, а также для эмитентов. Но это связано с тем, что у нас frontier market и находится на раннем этапе развития. Низкое налоговое бремя стимулирует рост рынка. По мере роста рынка и экономики налоги должны постепенно увеличиваться, что является нормальной мировой практикой», – отметил Лукьянов. 

Лукьянов заметил, что в Казахстане функционируют два правовых поля: одно из них –МФЦА,  который имеет свои собственные правила, ключевые показатели эффективности (KPI) и льготы, которые к определенному времени перестанут действовать. 

«Нельзя менять правила в процессе работы. Международные инвесторы уже выражают недовольство, мы получаем от них письма и перенаправляем их в МФЦА для комментариев. Также знаем, что в эти дни МФЦА и правительство получают множество вопросов напрямую от инвесторов», – сказал председатель правления Freedom Finance. 

Второе правовое поле касается казахстанского законодательства, продолжил Лукьянов. В нем можно предусмотреть налоговую ставку, но важно, чтобы ее рост был поступательным, а сама фискальная политика предсказуемой.

«Для биржи KASE возможно увеличение налоговой ставки и отмена льгот. Однако сейчас отсутствует аналитика, а налоговые декларации, которые подаются, не дают полной картины. Необходимо собрать данные, разработать программу развития финансового рынка и, если программа будет выполняться и рынок будет развиваться, оставить льготы, привязав их к программе развития», – считает Лукьянов. 

Он подытожил, что основная задача Налогового кодекса и фискальной политики – не подавлять, а стимулировать экономический рост. Эффективный кодекс мог бы устранять препятствия для инвестиций и совершенствовать законодательство, тем самым увеличивая налогооблагаемую базу за счет роста числа инвесторов и их вкладов.

Брокеры Halyk Finance и Jusan Invest отказались от комментариев «Курсиву».

Что ответили на критику в министерстве

Вице-министр нацэкономики Азамат Амрин, выступая 20 июня на площадке НПП «Атамекен», пообещал пересмотреть подходы к налогообложению. Одно из предложений – установить дифференцированные налоговые ставки для миноритарных и мажоритарных инвесторов. 

«Наша задача как государства стимулировать, чтобы представительский список [компаний, чьи акции доступны для покупки миноритариями] был больше, а это как раз стимулирование миноритарных акционеров. Вот здесь мы готовы подумать и простимулировать, но если это касается 1-2 акционеров или собственников компаний, которые листингуются и пользуются при этом льготой, наверное, это не есть правильно. Здесь, согласен, нужно дифференцировать. Давайте подумаем», – ответил Амрин. 

Он также добавил, что планируется внедрить и сальдирование убытков по ценным бумагам, когда при расчете конечной прибыли владелец бумаг может учитывать и убытки, понесенные по отдельным сделкам. 

Читайте также