KEGOC судился с «Казахмысом» из-за облигаций, которыми заменили долг проблемного Bank RBK. Медная компания выплатила сотни миллионов тенге

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
«Казахмыс» проиграл суд KEGOC / Коллаж kursiv.media (shutterstock и kegoc.kz), бильд-редактор: Денис Андреев

Оператор электросетей KEGOC (на 85% принадлежит «Самрук-Казына») отсудил у медедобывающей корпорации «Казахмыс» (принадлежит бизнесменам Владимиру Киму и Эдуарду Огаю) почти 412 млн тенге по делу о гарантии последней по облигациям «Специальной финансовой компания DSFK». KEGOC купил эти облигации в 2017 году и оплатил их средствами, которые до этого были размещены на депозитах в преддефолтном Bank RBK. Об этом говорится в финансовой отчетности оператора электросетей за первую половину 2024 года. Впоследствии Ким стал контролировать и этот банк.

Уточняется, что KEGOC приобрел долговые ценные бумаги DSFK согласно рамочному соглашению Национальным банком, правительством, Bank RBK и новым инвестором подписано рамочное соглашение в целях поэтапного оздоровления банка и восстановления его платежеспособности от 7 ноября 2017 года. Финкомпания также была создана на основании постановления правительства, ей были переданы сомнительные активы Bank RBK. На ее сайте указано, что фирма «осуществляет работу по взысканию переданной задолженности в целях обеспечения выплат держателям облигаций».

Номинальная сумма депозитов, размещенных в Bank RBK до приобретения облигаций, составила 1,5 млрд тенге. Бумаги DSFK имеют купонную ставку 0,01% годовых и срок погашения 15 лет. Облигации были обеспечены финансовой гарантией «Казахмыса» на сумму 411,8 млн тенге, которая может быть использована по запросу KEGOC, но не ранее пятой годовщины с даты выпуска облигаций (в конце 2023 года). При этом не уточнялось, по какой причине оператор электросетей потребовал эту гарантию.

В течение прошлого года KEGOC неоднократно обращался к «Казахмысу» с требованием произвести платеж по гарантии, однако медедобывающая компания не делала этого. В этой связи оператор электросетей подал на нее иск в суд. В результате было принято решение взыскать с «Казахмыса» в пользу KEGOC вышеназванную сумму. «Казахмыс» полностью погасил задолженность лишь 3 января 2024 года.

«Руководство KEGOC считает, что по состоянию на 30 июня 2024 года справедливая стоимость облигаций DSFK равна нулю, поскольку отсутствует возможность их надежной оценки. Оставшаяся сумма облигаций будет восстанавливаться по мере поступления средств от DSFK», — говорится в финотчетности KEGOC.

В первой половине 2023 и 2024 годов DSFK погасила облигации стоимостью 913 тыс. тенге и 24,1 млн тенге, соответственно. Бумаги финкомпании были учтены в документе, как активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток. В январе-июне текущего года их сумма составила 47 тыс. тенге (411,8 млн тенге в аналогичном периоде 2023-го).

В 2017 году группа «Казахмыс» обязалась частично компенсировать вкладчикам средства, замороженные тогда в результате дефолта Bank RBK (на тот момент 20,5% принадлежало «Фонду Первого Президента – Лидера Нации») и необходимости его оздоровления. Общая замороженная сумма составила 335 млрд тенге, из них 150 млрд принадлежало Нацбанку. Остальные 185 млрд тенге принадлежали квазигоссектору, но кому и сколько – официально никогда не сообщалось. Облигации DSFK были выпущены в декабре 2017 года на всю сумму долга (335 млрд тенге) сроком на 15 лет и под символические 0,01% годовых. 

Гарантия медедобыващей компании распространялась на государственные и квазигосударственные институты, чьи требования к Bank RBK были переданы в DSFK и конвертированы в ее облигации. Основными держателями этих бумаг стали Нацбанк, портфельные компании фонда «Самрук-Казына» (среди которых был и KEGOC), «дочки» нацхолдинга «Байтерек» и структуры «КазАгро». 

KEGOC был создан в 1996 году. Фонду «Самрук-Казына» принадлежит 85% компании, ЕНПФ – 6,87%, остальная часть – в свободном обращении. KEGOC разместила в рамках «народного IPO» в конце 2014 года 10% минус одну простую акцию по 505 тенге за бумагу. В ходе допэмиссии (которую компания называет SPO) в 2023 году компания разместила еще 5% акций, большая часть которых была приобретена казахстанцами. 

«Казахмыс» осуществляет добычу и переработку медной руды в катодную медь и медную катанку, аффинаж и реализация драгоценных металлов и другой попутной продукции, получаемой в результате добычи и переработки меди. Кроме того, группа оказывает услуги по транзиту электроэнергии и техническому обслуживанию оборудования, а также авиа и медицинские услуги.

Доля в 99,1% принадлежит казахстанской Kazakhmys Copper. Конечной материнской организацией компании является Kazakhmys Holding Limited, зарегистрированная в Международном финансовом центре «Астана». Конечным контролирующим участником группы с процентом владения 70% является Владимир Ким, 30% группы принадлежит Эдуарду Огаю.

Bank RBK был создан в 1991 году в Темиртау, и тогда назывался «Мекен». Затем его несколько раз переименовывали сначала в «Алаш-банк», затем в «Казинкомбанк». Нынешний бренд появился в 2011 году. По состоянию на 2024 год, доля в 89,7% принадлежит «КСС Финанс», конечный бенефициар которого — Владимир Ким, еще 6,49% — главе банка Наталье Акентьевой. В конце 2017 года компания миллиардера «Казахмыс» внесла 45 млрд тенге в капитал банка и конвертировала депозит в 35 млрд тенге в простые акции, чтобы спасти финорганизацию от дефолта.

Читайте также