Минсельхоз ответил на критику аудиторов о неэффективности потраченных субсидий
Минсельхоз Казахстана прокомментировал критику главы Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихана Смаилова о неэффективности потраченных субсидий, упущенной выгоде и финансовых нарушениях. Ведомство утверждает, что субсидии доказали свою эффективность и способствовали снижению импортозависимости и развитию отрасли, а финансовые нарушения уже устранены.
В Минсельхозе подчеркнули, что система субсидирования «функционирует нормально», а выявленные финансовые нарушения в размере 2 млрд тенге составляют лишь 0,2% от проверенной суммы в 943 млрд тенге.
На критику ВАП о неэффективном использовании 142 млрд тенге ведомство сообщило, что средства выделялись на субсидирование производства мяса птицы, селекционно-племенной работы с маточным поголовьем крупного и мелкого рогатого скота, а также субсидирование страхования. В частности, аудиторы критиковали субсидии на 34 млрд тенге, которые были предназначены для снижения цен на мясо птицы и развития казахстанского производства.
В Минсельхозе отметили, что цель субсидий — не удешевление готовой продукции, а поддержание конкурентоспособности местных производителей на фоне высокого импорта. За последние пять лет импортозависимость по мясу птицы сократилась на 18%, а уровень самообеспеченности рынка достиг 73% по итогам 2023 года.
«За последний год производство мяса птицы выросло на 16%. Казахстанские производители смогли увеличить экспорт на 10 тыс. тонн и одновременно снизить импорт на тот же объем. Это говорит о поступательном развитии отрасли и укреплении продовольственной безопасности Казахстана», — заявили в МСХ.
Субсидии на селекционно-племенную работу также подверглись критике аудиторов. Однако, по данным Минсельхоза, выделенные 66 млрд тенге за 2022–2023 годы позволили существенно увеличить средний живой вес скота. Показатель вырос с 240–260 кг до 380–400 кг, а в организованных хозяйствах этот показатель достигает 500 кг и выше. Поддержку получают свыше 20 тыс. фермерских хозяйств, преимущественно мелких производителей, что стимулирует развитие всего мясного сектора.
Ранее депутат Бакытжан Базарбек назвал результаты проверки ВАП эффективности господдержки сельского хозяйства «отчетом о состоянии коррупции в отрасли». По его словам, недобросовестные хозяйства получали субсидии за несуществующий скот, а также массово фиксировались случаи «кочующего скота», когда животные числились в нескольких хозяйствах и субсидировались дважды. Одним из наиболее ярких примеров хищений стало субсидирование коровы, чей возраст составил 108 лет, добавил мажилисмен.
Субсидии на страхование аграрного сектора также вызвали вопросы у аудиторов из-за остатков средств на счетах страховых компаний. В Минсельхозе пояснили, что субсидирование страховых премий строится на принципе софинансирования, а не прямого возмещения затрат.
В 2024 году выделенные ранее средства были полностью освоены, утверждает ведомство. Всего было застраховано 0,5 млн га посевных земель, а заявок от фермеров поступило в три раза больше — на 1,5 млн га. В 2025 году на поддержку страхования потребуется 10 млрд тенге, что позволит застраховать до 20% сельскохозяйственных площадей.
Минсельхоз также опроверг заявления о «несуществующих» получателях субсидий. Отмечается, что обязательное указание ОКЭД (основного кода экономической деятельности) при получении субсидий отсутствует. Основным критерием для фермеров остается наличие зарегистрированных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
По результатам проверки было выявлено 40 субъектов, чьи земельные участки якобы не соответствовали сельскохозяйственным целям. Однако, по уточненным данным Комитета по управлению земельными ресурсами, за всеми указанными хозяйствами числятся земли с соответствующим целевым назначением.
В Минсельхозе заключили, что механизм субсидирования в АПК базируется на принципе возмещения расходов. Фермеры сначала несут затраты, а затем получают компенсацию в виде субсидий.
Глава ВАП заявлял, что за последние пять лет на субсидии для сельского хозяйства было выделено 2 трлн тенге, но они остаются малоэффективными. Среди причин он назвал отсутствие контроля за получателями, из-за чего субсидии выдавались фиктивным компаниям, отсутствие обязательств у фермеров, которые не стремятся улучшать производство, а также частые изменения программ и непродуманные механизмы субсидирования.
Смаилов предложил пересмотреть подходы к субсидированию с помощью развития кредитования и страхования, включая госгарантии для фермеров с недостаточным залогом.