Как менялась структура экономики РК в последние 30 лет

Опубликовано

Аграрно-индустриальная экономика Казахстана в последние 30 лет становилась все более и более сложной, придя к структуре, которую чаще всего называют смешанной. Однако ядро казахстанского ВВП формируют все те же секторы, что и на заре независимости:  промышленность, торговля, строительство, транспорт. 

иллюстрация: Илья Ким

Вся экономика 

Средний темп роста экономики РК начиная с 1991 года составляет 2,9% – не стремительный по меркам развивающейся экономики, но вполне в пределах значений стран ОЭСР. Разница лишь в том, что динамика роста в развитых экономиках была в эти годы более равномерной, а Казахстан проходил через череду кризисов и взлетов. 

В 1990-х рост ВВП был, как сегодня нередко принято выражаться, отрицательным – в течение 6 из 10 лет (1991–2000) ВВП РК сокращался в годовом выражении, причем самым значительным был спад 1994 года (–12,6%), а в 2000-м экономика впервые показала высокие темпы роста (+9,8%). Средний показатель сложился на уровне –3,4%. 

Темпы восстановительного роста следующего десятилетия (2001–2010) могут потрясти сегодняшнего наблюдателя:  8,3% в год в среднем, а в пиковом по динамике отскока 2001 году – 13,5%. Только в 2008 и 2009 годах на фоне мирового кризиса темп прироста ВВП ушел ниже +5% (3,3 и 1,2% соответственно). 

Период 2011–2020 годов был омрачен одним-­двумя годами слабого роста:  в 2015 и 2016 годах на фоне кризиса нефтяных цен казахстанская экономика прибавила соответственно 1,2 и 1,1% г/г, и одним кризисным годом – 2020-м – впервые за 20 лет был зафиксирован спад (–2,5%), вызванный локдаунами из-за пандемии коронавируса. 

Отраслевая структура

Главный метод расчета ВВП в РК – производственный (отражает, сколько на территории страны произвели, то есть валовую добавленную стоимость, к которой прибавляются налоги на продукты за вычетом субсидий). Основные причины его популярности – инерция и не изменившаяся радикально модель управления экономикой. Советские министерства, отвечавшие за развитие отраслей, были заинтересованы в статистике по этим отраслям, а пришедшие им на смену ведомства независимого Казахстана хотя зачастую и не контролировали производства, но отчитывались о производственных успехах курируемых отраслей как о своих успехах. 

Не случайно экономику позднего КазССР в отечественных учебниках истории называют аграрно-индустриальной: в 1990 году промышленность и сельское хозяйство вместе обеспечивали 55% ВВП, причем на аграриев приходилось 34%, а на все четыре промышленные отрасли (горнодобывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, энергетику и водоснабжение) – 21%. В следующие три десятилетия доля сельского хозяйства в структуре ВВП будет только сокращаться: уже к 2000 году оно обеспечивало 8% валового внутреннего продукта, к 2010-му – 5%, а по итогам 2023 года вклад аграриев сократился до 4%. 

Промышленность, напротив, усиливалась: к 2000 году мегасектор обеспечивал 33% ВВП на фоне увеличения вклада горнодобывающего сектора (с 8 до 13% в 1998–2000 годах). В дальнейшем вес промышленности в экономике сократился до диапазона 26–30%, причем на горнодобычу и обработку приходится сопоставимый объем производства – по 12–13% ВВП. Доля строительства за 30 лет сократилась с 12 до 6%. 

Обращает на себя внимание рост сектора торговли: в самом начале 1990-х на него приходилось около 8% ВВП, в 2023-м – 18,2% ВВП. Из монополизированного государством сектора торговля превратилась в ведущую отрасль сферы услуг и одного из главных работодателей в экономике. Благодаря переходу к рынку «из ничего» появился сектор «операции с недвижимостью», который в разные периоды составлял от 6 до 16% ВВП: пиковые значения фиксировались в период пузыря на рынке недвижимости в 2004–2009 годах. 

Всего на эти шесть ключевых секторов экономики, которые в 1990-м агрегировали 83% ВВП, в 2023 году пришлось 68% ВВП. Соотношение секторов производства товаров и производства услуг сдвинулось с 67:33 на 39:61. В основном за счет увеличения масштабов деятельности традиционных секторов (торговля, транспорт, образование, здравоохранение, HoReCa) и появления новых отраслей (вроде производства софта). 

Важное уточнение: данные по широкому кругу отраслей (секторов) экономики не всегда сводимы – за 30 лет не менее трех раз менялся классификатор видов экономической деятельности, соответственно, происходили корректировки внутри секторов экономики. Однако «начинка» базовых секторов экономики если и менялась, то только качественно – за счет появления новых производственных видов деятельности.  

Структура по конечному потреблению

Измерение ВВП по конечному использованию (сколько на территории страны потратили) – один из самых популярных методов подсчета ВВП в мировой практике – в Казахстане популярностью не пользуется. Однако эта методика показывает природу роста (или спада) экономики: какой из ключевых ее сегментов (домохозяйства, государство или компании) и какое влияние оказывают на итоговый результат, потребляя или сберегая и инвестируя. Показатель чистого экспорта (экспорт за вычетом импорта в денежном выражении) отражает, насколько зависима в своем потреблении или инвестициях национальная экономика от внешнего сектора. 

На протяжении всех 30 лет ключевым актором в экономике остается население: если в самой глубокой точке спада (1994) потребление домохозяйств было сопоставимо с 75% ВВП, то к концу нулевых на фоне инвестиционного бума в республике приблизилось к 40%, а в последние годы стабилизировалось на уровне близком к 50%. Государственные расходы на конечное потребление структурного роста за все три десятка лет не показали – они находятся в диапазоне 8–15% ВВП, причем в последние годы ближе к нижней границе. 

Валовое накопление в начале 1990-х било рекорды: в 1991-м его объем оценивался в 47% ВВП и до 1996 года не опускался ниже 20%. В этот период экономика проходила структурную трансформацию: одни виды экономической деятельности затухали или ликвидировались, а их основные средства использовались новыми собственниками. Кроме того, в Казахстане завершались последние крупные стройки социализма (вроде Экибастузской ГРЭС-2), а инвестиции в новые проекты (такие, как освоение Тенгиза) оказывались достаточно крупными по меркам национальной экономики: напомним, ВВП РК в 1995 году в долларовом выражении составлял всего $20 млрд. 

Высокие показатели потребления и накопления были обеспечены в том числе за счет большого импорта. В 1991-м чистый экспорт был рекордно отрицательным (–23%). Показатель оставался в минусе до начала нулевых, когда на фоне увеличения добычи и экспорта нефти экспорт стал превышать импорт. В 2008 году чистый экспорт составил 20% ВВП. В 2023-м он сложился ближе к среднему для себя уровню в последние 10 лет – 7% ВВП. 

Данные структуры ВВП по методу конечного использования также следует применять с осторожностью: в данных 1990-х фиксируются серьезные (до 12,5% ВВП) расхождения с ВВП, рассчитанным производственным методом, и только в последние несколько лет статистическое расхождение становится приемлемым – в пределах пары процентов. 

Читайте также