Ювелиры предлагают нам спуститься с небес на землю: 29 января начался Новый год по восточному календарю и небесный Дракон уступил место земной Змее – в том числе и в украшениях.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить: образ этой рептилии вдохновляет ювелиров тысячелетиями – вспомним кобру на головном уборе фараона Тутанхамона как символ власти. Через много лет другая царственная особа, английская королева Виктория, будет носить кольцо-змейку, но уже как символ вечной любви: она получит его в подарок от жениха, принца Альберта.
Историки ювелирной моды считают, что именно это кольцо с большим измурудом задало тренд на змей в украшениях и вскоре прекрасные рептилии появились в коллекциях многих ювелирных домов Европы. Изучаем «змеиный след» в истории известных брендов.
Boucheron: это любовь
О том, что основатель ювелирного дома Фредерик Бушерон очень любит свою жену Габриэль, в светских кругах Парижа знали все. Это сложно было не заметить: в 1887 году состоялся аукцион французской короны, где господин Бушерон приобрел не только 31 великолепный бриллиант, но и одну из самых красивых драгоценностей императрицы Евгении – для подарка жене.
Примерно в это же самое время, в конце 1880-х, ювелиру понадобилось уехать, как бы мы сегодня сказали, «в командировку», но прежде чем отправиться на вокзал, ювелир преподнес Габриэль другой прекрасный подарок – колье в форме змеи. По задумке Бушерона, украшение должно было стать символом их любви и ее защиты во время разлуки. Символика и дизайн колье понравятся не одной Габриэль: за прошедшие с тех пор более 100 лет Boucheron создаст не только множество «змеиных украшений» для своих богатых и именитых клиентов, но и линию украшений Serpent от Boucheron – одну из главных исторических для французского ювелирного дома, вторую после знаменитой Quatre.
Линия Serpent от Boucheron официально «родилась» в 1868 году, с тех пор она не раз менялась и обновлялась, но основные «коды» остаются прежними: витая цепочка (визитная карточка дома Boucheron), змеиные головы каплевидной формы и металлическая «кожа» – изумительно выполненные чешуйки. Интересно, что если сначала Serpent от Boucheron – это были только бриллианты, то с годами начали использовать аметисты и цитрины, ониксы и перламутр, лазурит и малахит, а в 2019-м в знаменитой линии появился сердолик.
Годом позже «змеиная тема» Boucheron получила неожиданное продолжение в парфюмерии: бренд представил аромат Serpent Boheme, созданный известным парфюмером Анной Флипо. «Ода смелым, элегантным и уверенным в себе женщинам», – сказала Флипо о своем творении, и то же самое можно сказать о современных коллекциях одноименной ювелирной линии.
Cartier: украшение, ставшее легендарным
В том же году, когда Boucheron открыл линию Serpent, экстравагантная мексиканская актриса Мария Феликс заказала другому французскому ювелирному дому – Cartier, колье в форме змеи. Как пишут на сайте знаменитого бренда: «Эта модель стала уникальным образцом в истории ювелирного искусства благодаря творческой изобретательности мастеров дома. Для создания драгоценной рептилии длиной 57 сантиметров с 2473 бриллиантами и полностью подвижной структурой потребовались тысячи часов работы и огромный опыт. Украшение, ставшее легендарным».
«Тысячи часов работы» – это на самом деле два года. Колье было завершено только в 1968 году, и, как пишут гламурные издания, «верховная богиня испаноязычного кинематографа» (так назвала Марию Феликс The New York Times) арендовала частный самолет, чтобы как можно быстрее быть в Париже и наконец увидеть свою «змею».
Позже актриса закажет у Cartier еще две змейки поменьше – серьги из желтого золота с рубинами (глаза) и бирюзовой эмалью.
Эффектным завершением всей этой ювелирной истории рептилий станет колье-трансформер с двумя крокодилами, созданное французским домом для актрисы в 1975 году: изумруды, желтые бриллианты, рубины – его можно было носить как колье или трансформировать в броши.
В 2023 году Cartier провел выставку, которая знакомила зрителей с наследием их знаменитой клиентки. Двумя главными центрами притяжения в экспозиции были два колье – со змеей и с крокодилами. «Изображения змей и крокодилов подобны скульптурам, – сказала куратор выставки Анна Елена Малет. – Я думаю, что, разработав их, Cartier сделал еще один шаг вперед, чтобы создавать трехмерные шарнирные изделия, которые при этом являются произведениями искусства».
Bvlgari: змея-искусительница
И, конечно, Bvlgari. На самом деле это первое, что приходит в голову на тему «змея как мотив ювелирных украшений», и справедливость этой ассоциации регулярно подтверждается модными изданиями. Этот месяц не стал исключением: на обложке нового номера V Magazine (журнала о знаменитостях) Лиса из группы Blackpink – вся в змеях. Разумеется, от Bvlgari: q-pop-певица – глобальный амбассадор итальянского бренда, и Bvlgari даже выпустил часы в коллаборации с тайской селебрити. Кстати, именно с часов когда-то началась история рептилий римского дома.
«В XX веке Bvlgari был одним из первых ювелирных домов, использовавших этот вечный символ (змеи – «Курсив») в часовых произведениях», – говорится на сайте ювелирной марки.
Это было в конце 1940-х, когда появился начальный прототип змеи Bvlgari: круглый корпус часов завершал один конец гибкого браслета, выполненного в технике «тубогас». Тогда змея была не так чтобы очень узнаваема, но когда в 1950-х в Bvlgari поменяли форму корпуса на треугольную, со сглаженными углами, а циферблат спрятали под золотой крышкой – получилось намного «ближе к природе». Ювелиры продолжали экспериментировать с цветом, размерами, формами и материалами: так, в 1960-х стали вручную покрывать чешуйки цветной эмалью и инкрустировать «кожу» рубинами, изумрудами и бриллиантами. Примерно тогда же «змея переползла» из часовых коллекций в ювелирные: в линии Serpenti (а как еще ее можно было назвать?) появятся колье и кольца, а потом пояса, золотые клатчи, а уже в 1990-х, когда дом начал активно развивать направление аксессуаров – сумками из ценных пород кожи.
Но самое главное: образ змеи займет важное место в коллекциях драгоценностей Bvlgari High Jewellery. «Легенды Bvlgari» – так называется раздел на официальном сайте римского ювелирного дома, где представлены великолепные изделия из линии Serpenti, и это на самом деле легенды. Достаточно вспомнить украшения Элизабет Тейлор, те же «змеиные» часы-браслет, которые она носила в фильме «Клеопатра». Дом Bvlgari выкупил богатую коллекцию украшений американской актрисы на аукционе в 2011 году, вернув себе «сокровища Клеопатры» – теперь их можно увидеть на выставках.
В Bvlgari считают, что их многолетняя верность змее – это свидетельство того, что дом верит не только в древность ювелирного ремесла, но и в многочисленные мифы и предания, связанные с этим образом: змей-уроборос – символ бесконечности, змея – знак силы жизни и ее непременного возобновления и восстановления, и, наконец, змея-соблазнительница, которая уговаривает попробовать запретный плод. Кстати, в 2019 году Bvlgari представил новую линию часов – Serpenti Seduttori. Второе слово в переводе с итальянского означает «соблазнители» – и в этом значение и суть коллекции: соблазнить женщин на покупку новых часов – и им это удалось.
И, конечно, Bvlgari не мог не отметить по-особенному новый год Змеи: пару недель назад в Шанхае открылась выставка Bvlgari Serpenti Infinito. В экспозиции – работы художников из Китая и других стран мира, вдохновленные символом года и символом бренда – змеей, часы и украшения из коллекции Bvlgari Heritage, и, конечно, премьеры новых змей от Bvlgari. Римская марка хочет еще раз подчеркнуть, что один из старейших ювелирных объектов, философский ключ дома Bvlgari, и сегодня остается бесконечно современным.