В отечественных кинотеатрах тихо и почти незаметно идет новый фильм известного американского режиссера Стивена Содерберга. Фильм не соответствует стереотипным ожиданиям публики, но это не минус. «Курсив» расскажет почему.
Премьера этой ленты состоялась на знаменитом и самом престижном кинофестивале США «Сандэнс» прошлой зимой (как раз в эти дни идет новый фестиваль, уже 2025 года, он всегда проходит в январе). И «Присутствие» — это типичное сандэнсовское кино, это по-настоящему зрительский жанровый фильм, в котором мы при этом можем увидеть ценную игру с формой и творческие эксперименты вечно ищущего автора. Пусть эти приемы не такие уж и новаторские, они не перезагружают жанр и не совершают там революцию, но смотреть за этим, как минимум, нескучно. Режиссер держит напряжение до самого конца и зритель получает по-настоящему сильное впечатление, если, конечно, не раскусит задуманный замысел сразу.
О чем фильм «Присутствие»
По сюжету в пустующий дом в престижном районе одного небольшого американского городка заезжает семья из четырех человек. Это родители (мама — азиатка, папа — белый) и двое взрослых детей. Инициатор переезда — мать семейства, амбициозная карьеристка Ребекка (Люси Лью). Она все время зависает в своем ноутбуке, 24/7 решает какие-то рабочие вопросы и даже из спальни сделала офис. А все ради того, чтобы у ее детей, особенно у любимого сыночки по имени Тайлер (Эдди Мадей) было большое будущее. Настоящий хранитель очага здесь отец — 50-летний Крис (Крис Салливан). Он мягкий и комфортный для всех человек, который пытается вместе со всеми как можно быстрее адаптироваться к новому месту проживания и очень обеспокоен психологическим состоянием дочери Хлои (Каллина Лян). Недавно девушка потеряла близкую подругу — та умерла при странных обстоятельствах и теперь Хлоя переживает утрату и полностью погружена в свой мир.
Вроде бы обычная жизнь среднестатистической американской семьи, но не тут-то было — уже в первые дни после переезда в новый дом самая младшая в семье замечает что кто-то за ней будто бы наблюдает, она явно ощущает присутствие каких-то потусторонних сил. Уже совсем скоро выясняется, что в доме живет привидение, чья-то неуспокоенная душа. Но это не какая-то страшная старуха, являющаяся в кошмарах, не чей-то силуэт, как обычно бывает в фильмах, и даже не покрытое белое простыней существо, как в «Истории призрака» Дэвида Лоури. Это буквально невидимый дух, глазами которого мы смотрим за всем, что происходит в доме.
Благодаря движениям камеры (а Содерберг снимал все сам при помощи бюджетной ручной камеры Sony A7), потустороннее существо может заглядывать в комнаты, слоняться по этажам и видеть изо окна то, что происходит во дворе дома и на террасе. Оно способно подслушивать разговоры, оставаясь при этом абсолютно невидимым, и с интересом наблюдает за домочадцами в даже самые интимные и скрытые от посторонних глаз моменты. По началу дух просто «присутствует», но с каждым разом он становится активнее и ярче проявляет себя — начинает с перестановки вещей, а потом и вовсе показывает характер — буянит, протестует, опрокидывает полки в шкафу, раскидывает одежду и переворачивает все верх дном. Но логику этого невидимого персонажа зритель поймет не сразу. Только давайте договоримся, что «Присутствие» — это, конечно, никакой не хоррор о призраках (он совсем не страшный), которым его рисуют маркетологи студии Neon, это скорее оригинально сконструированная драма об утрате, органично использующая элементы фильмов ужасов.
Почему это кино кажется казахским
Одна из главных причин, пожалуй, в интерпретации «образа» невидимого духа и его намерений. Из-за этого кажется, что в этой ленте намного больше родного нам контекста, чем мы обычно привыкли видеть в американском кино. Заметьте, там три члена семьи — азиаты. В западной культуре, призраки — это чаще всего те, кто хочет навредить, а вот помочь почти никогда, в казахской же культуре — такие духи это чаще всего не зло, это просто силы, находящиеся в другом измерении. Плюс на восприятие истории играют другие «наши» конструкты, например, одна из героинь — ясновидящая, которая проводит свои сеансы, а потом сильно болеет. Ну чем вам не персонаж казахской действительности? В картине есть еще немало близкого и понятного нам — это, например, значимость семейных отношений, наш архетипичный образ — старшего брата… А история, где мама мальчика открыто подчеркивает, что все лучшее в этом мире для ее любимого сына? Дочь на втором плане.
Еще один любитель потусторонних сил — мексиканский режиссер Гильермо дель Торо в своем «Багровом пике» рассуждал откуда же они берутся призраки. Они однозначно существуют, но почему? «Некоторых из них привязывает к себе место, но есть и другие призраки, которых удерживают в этом мире непростые чувства: желание, потеря, месть, любовь, эти призраки не исчезнут никогда…», — говорил он. Так вот, по Содербергу — призраков не столько привязывает место и не закрытые, не прожитые чувства, сколько по-настоящему близкие отношения.
Три причины посмотреть картину «Присутствие»
Первый повод очевиден, это, повторимся, оригинальная форма. «Присутствие» — это герметичная камерная драма, происходящая внутри одного дома, с милейшими и даже какими-то интеллигентными скриммерами. Причем, как минимум, в одном месте действительно вздрагиваешь, хотя никто не выпрыгивает из шкафа, не кричит и не гонится за героями. Содерберг довольно оригинально решает поставленные собой задачи и поэтому за этой историей интересно наблюдать — хоть какое-то разнообразие в жанре. К тому же он мастерски держит напряжение весь фильм — то намеренно пытается запутать зрителя, то незаметно и изящно вносит пояснения.
Во-вторых, после просмотра остается особенное послевкусие, это кино такое же меланхоличное как «История призрака» Дэвида Лоури с Кейси Аффлеком и тоже вызывает щемящее чувство тоски. Не каждое кино о призраках способно добиться хоть каких-то чувств, большинство забывается на выходе из кинозала.
А в-третьих, этот фильм снимал талантливый Содерберг, а за любыми его творческими кульбитами всегда интересно наблюдать. Ведь творчество этого режиссера так разнообразно, что никакой ярлык на не него не повесить. Кто он? Режиссер большого авторского кино, которого в 26 лет наградили «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля? Или автор маленьких экспериментальных работ вроде, кино снятого на айфон? Человек, сделавший популярными «друзей Оушена» и фильмы об ограблениях? Или шоураннер мрачного медицинского сериала «Больница Никербокер»? Режиссер «Эрин Брокович»? Оскароносный автор, отмеченный за свой «Траффик»? Или любитель неожиданного кастинга — то пригласит в команду порнозвезду Сашу Грей (Девушка по вызову), то эксцентричную блогершу Джулию Фокс (мы можем увидеть 3 минуты ее славы в «Присутствии»).
«Присутствие» — это отличный фильм, больше впечатляющий своей изобретательной формой, чем пугающим содержанием, но ради него стоит сходить в кинотеатр. Особенно молодым кинематографистам — это живой мастер-класс о том как сделать небольшое, малобюджетное, но эффектное кино.