BCC Invest: Казахстану нужна нефть за $100, чтобы иметь стабильный курс

По итогам 2024 года в Казахстане зафиксировано существенное ослабление курса тенге – с 454,56 до 523,54 за доллар – несмотря на среднегодовую цену нефти марки Brent на уровне $80,7 за баррель.
Экономисты BCC Invest провели макроэкономический анализ и пришли к выводу, что Казахстан нуждается в более высокой цене на нефть – на уровне $100 за баррель, чтобы обеспечивать стабильность своей валюты.
Свой тезис BCC Invest аргументирует динамикой счета текущих операций – это сумма торгового баланса, баланса услуг, первичных и вторичных доходов.

Согласно графику, Казахстан вышел на профицит по счету текущих операций лишь в 2022 году – в период, когда нефть стоила в среднем $99,8 за баррель. Это было связано с ростом цен на нефть, вызванным началом конфликта между Украиной и Россией и последовавшим глобальным дефицитом энергоресурсов.
В остальные же годы счет текущих операций Казахстана оказывался дефицитным. Страна в лице компаний и правительства компенсировала это за счет финансового счета – привлекала инвестиции из-за рубежа через акции и облигации.
Иная ситуация наблюдается в Азербайджане. Хотя она имеет схожую структуру экономики, ее курс остается всегда фиксированным – 1,7 маната за доллар. Страна способна эффективно функционировать даже при цене $60 за баррель, так как ее центробанк продает валютную выручку нефтяников и не дает манату ослабеть.
У Азербайджана дефицит текущих операций наблюдался только в 2020 году – при цене нефти $42,3 за баррель. Тогда цены резко упали из-за пандемии COVID-19: ограничительные меры сказались на транспортной отрасли и промышленности, снизив спрос на нефть.
Обе страны демонстрируют положительный торговый баланс во многом благодаря экспорту сырой нефти. Однако ключевое отличие в том, что у Казахстана огромный отрицательный баланс первичных доходов – страна выплачивает значительно больше средств внешним инвесторам, чем получает. В среднем за 7 лет этот показатель составил 126,5% от торгового баланса. В Азербайджане – всего 22%.
Авторы исследования приводят микроэкономическую аналогию: если представить страну как компанию, то Казахстан несет высокие «постоянные расходы» (баланс первичных доходов), в то время как Азербайджан ведет «бизнес» с прибылью, аккумулируя средства и обеспечивая стабильность своей валюты.
Таким образом, меньшая зависимость от внешних обязательств позволяет Азербайджану демонстрировать более устойчивую экономику и стабильный валютный курс даже в условиях падения мировых цен на нефть, указывают аналитики.