У «Самрук-Казына» есть много лишних «дочек», считает экономист Куаныш Жаиков

Опубликовано
Выпускающий редактор
Куаныш Жаиков
youtube.com/@kursivm, бильд-редактор: Артур Алескеров

Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» необходимо реформировать, а транзакционные издержки надо сокращать. Такое мнение в первом подкасте Kursiv.Talks представил экономист, глава think-tank DESHT Куаныш Жаиков.

Руководитель Kursiv Research Сергей Домнин и экономист Куаныш Жаиков говорили о диверсификации экономики, стратегических документах индустриализации, о демонополизации рынка, о роли квазигоссектора, а также про реформирование «Самрук-Казына» и о многом другом.

Куаныш Жаиков считает, что на экономику надо смотреть через призму транзакционных издержек.

Отметим, что транзакционные издержки — это затраты, связанные с осуществлением экономических транзакций, таких как покупка, продажа или обмен товаров, услуг или активов.

«Помните фильм «Матрица»? Он ведь когда избранным стал? Когда он научился видеть мир не как человек, а как матрицу, систему цифр. То есть, когда он увидел мир через другую призму, он стал избранным. Здесь то же самое. Мы не ответим на все эти вопросы, пока не начнем смотреть на экономику через призму транзакционных издержек», – сказал он и добавил: «Простыми словами – это издержки нашего любого взаимоотношения, потому что вы меня не знаете, я вас не знаю. Такая история. Почему мы с вами вообще должны вместе работать: как работодатель-работник, поставщик-покупатель. В нашей стране и в любых развивающихся странах транзакционные издержки огромные».

Вопрос в том, как рассказывает Жаиков, как их сокращать. По его мнению, в B2C сокращать легко.

«Потому что много покупателей, много продавцов. Постоянные взаимодействия. Появляется институт репутации. Потихонечку, в 2GIS, условно – плохое кафе. Все поставили низкую оценку. Всем все понятно становится и так далее. (…) Самая большая проблема – это B2B транзакции, где мало поставщиков, мало покупателей и очень специфические транзакции. Условно вы у этого производителя купили станок, а он завтра отказался у вас покупать. И что я с этим станком буду делать? То есть инвестиция все, сгорела», – сказал он.

Также Жаиков привел в пример строительство дороги, где высокие транзакционные издержки.

«Нам нужна дорога. Я – Астана, вы – Алматы. Я – миллион, вы – два миллиона. У нас есть проблема коллективного действия. Мы не можем с вами договориться, мы скинемся, вы скинетесь, не можем. Поэтому нам нужен какой-то внешний игрок, который построит нам дорогу. Когда мы смотрим через эту призму, то становится понятным роль «Самрук» и всего квазигоссектора. Они как раз-таки должны заполнять те дыры, где транзакционные издержки настолько высоки, что частники никогда на это не пойдут. Конкретно по «Самрук», рецепты, которые наши экономисты говорят, они нормальные. Условно, магистралку оставить за «Самрук». Если у вас есть на этом рынке частные поставщики, ликвидация. Если вы это дело приватизируете, и это превращается в частную монополию, то, конечно, нет. Поэтому пусть лучше остаются госмонополии», – сказал он.

По его словам, у «Самрук-Казына» есть много дочерних организаций.

«Там, где у «Самрук» есть много «дочек», вплоть до, извините, туристических баз собственных, ну, как бы есть вопрос – почему это все находится в их собственности? Там можно хорошо ножницами поработать», – сказал он.

В начале года глава государства Касым-Жомарт Токаев говорил о том, что необходимо реформировать фонд «Самрук-Казына».

Также Kursiv Research писал о том, что кардинальная реформа «Самрук» противоречит целям правительства.

Читайте также