
Известная артистка балета, педагог и балетмейстер Галия Бурибаева рассказала корреспонденту Kursiv, что спектакли, которые она ставила вместе с мужем, продолжают идти на сцене Astana Opera под чужим авторством.
По ее словам, имя покойного Турсынбека Нуркалиева — главного балетмейстера театра в 2013–2015 годах – исчезло из афиш и буклетов к постановкам. Ранее она публиковала информацию в своих соцсетях.
«С 2013 по 2015 год мы трудились с мужем в Astana Opera. Тогда из поставленных семи спектаклей наравне с Юрием Григоровичем, Борисом Эйфманом и Сергеем Вихаревым шли и два наших. В 2022 году Турсынбек ушел из жизни. Сейчас я вижу, что выходят буклеты, в которых его имя даже не упоминается, как будто он не участвовал в постановках», — рассказала Бурибаева.
По словам балетмейстера, на создание этих постановок ушли титанические усилия. Она вспоминает, что Нуркалиев буквально «вкладывал душу» в развитие казахстанского балета, формировал труппу, работал с артистами по много часов в день, готовил их к конкурсам и фестивалям. Многие из его воспитанников стали лауреатами международных премий и выступают на ведущих мировых сценах.
«Можно же снять полностью эти спектакли, собрать новую команду и поставить что-то свое. Но не затирать наше авторство. Или уже оставить его хотя бы как дань уважения моему мужу, который все силы вложил в казахстанский балет. В свое время он не просто помогал танцорам, а буквально дрался за них, сам не доедал, но последний хлеб отдавал молодым дарованиям. Все-таки это надо уважать», — подчеркнула она.

После обращения с претензией в театр Бурибаева получила письменный ответ, в котором говорилось лишь о ее увольнении по возрасту.
«Я против того, чтобы моего мужа стерли из истории. То, что я вижу сейчас — это неуважение к памяти человека, который сделал так много для сцены», — добавила она.
Артистка также напомнила, что в 2020 году один из залов Astana Opera был назван в честь погибшего солиста балета по инициативе Нуркалиева. После смерти мужа она обратилась в министерство культуры с предложением присвоить его имя второму залу, но получила отказ.
«Мне, грубо говоря, намекнули, мол, он ничего значительного не сделал для театра. Это было особенно обидно, потому что я знаю, какой ценой все создавалось. Он работал на износ, и театр, который он помогал строить, обязан хотя бы помнить его имя», — заявила Бурибаева.
Турсынбек Нуркалиев был одним из наиболее известных казахстанских артистов балета и хореографов. Выпускник Алматинского и Ленинградского хореографических училищ, он более 30 лет был ведущим солистом КазГАТОБа им. Абая, исполняя ключевые партии в классических и современных балетах. С 2000 года возглавлял балетную труппу Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой в Астане, а в 2013 году вместе с коллективом перешел в Astana Opera. В качестве хореографа Нуркалиев поставил такие спектакли, как «Щелкунчик», «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро» и «Бахчисарайский фонтан».
Его супруга Галия Бурибаева настаивает, что имя ее мужа должно остаться в истории национального балета и в репертуаре театра. Мы обратились с запросом в театр Astana Opera, ждем официального комментария по этой ситуации.
Ранее мы писали, что из попечительского совета «Астана Опера» исключили дочь и зятя экс-президента Казахстана – Даригу Назарбаеву, Тимура Кулибаева, а также бизнесменов – Александра Машкевича, Патоха Шодиева и Кенеса Ракишева.