Треть бюджета не дошла до здравоохранения

Бюджетная система Казахстана в этом году сохраняет стабильность. На агрегированном уровне растут доходы госбюджета, причем сокращается разрыв между плановыми и фактическими поступлениями, хотя ситуация по расходной части чуть хуже.
Содержание
Исполнение трансфертов из Нацфонда
Ситуация с госфинансами благоприятнее, чем в предыдущие два года. В 2023-м и 2024-м уже к середине года проявлялись проблемы: правительству не удавалось собрать запланированные объемы налогов. Поэтому кабмин наращивал размер трансфертов из Национального фонда РК, даже на ходу изобретал схему для дополнительных изъятий нефтяных денег, исключающую парламентский контроль.
Если же переходить от агрегированных данных к отдельным статьям госбюджета, то можно обнаружить проблемные участки. Не удается собрать запланированный объем поступлений НДС на товары и услуги, которые были произведены в Казахстане. Наблюдаются трудности с исполнением трансфертов из Национального фонда – и это прямой показатель низкого качества государственного администрирования: деньги в фонде есть, как и потребность в них, но транзакция не проводится. На этом фоне здравоохранение остается недофинансированным почти на треть от плана.
Доходы госбюджета за 7М2025
За 7М2025 доходы госбюджета выросли до 16,4 трлн тенге, или на 12,6% в годовом выражении. За отчетный период план исполнен на 97,8%. На первый взгляд невыполнение плана на 2,2% – это незначительное отклонение. В большинстве случаев оно не является признаком кризиса в бюджетной системе и скорее указывает на небольшие погрешности в прогнозировании или происходит на фоне несущественных изменений в экономике.
Кабмину удалось перевыполнить план по налогам, которые из всех поступлений обеспечивают наибольший объем притока средств в бюджет (за последние пять лет в среднем 70%). С начала года налоговые поступления выросли до 12,1 трлн тенге, или на 17,5% в годовом выражении. Фактически план был перевыполнен на 2,6% (+302 млрд тенге). Возможно, «виноват» более быстрый, чем ожидалось, рост экономики или произошло улучшение налогового администрирования.
До недавнего времени главный по значимости налог – налог на добавленную стоимость (НДС) – дал в казну 3,1 трлн тенге. Это на 22,3% больше, чем в аналогичном периоде 2024-го, но меньше целевого ориентира на 6,2% (от плана недобрали 201 млрд тенге).
Минфин публикует вполне детализированную бюджетную статистику, где поступления НДС разбиты по происхождению товара: внутреннее производство, импорт из стран ЕАЭС, импорт из других стран, а также платежи от иностранных интернет-компаний. Именно по «внутреннему» НДС, который обычно генерирует основной объем поступлений, в отчетном периоде зафиксированы самые большие отклонения от плана. С начала года госбюджет получил 1,1 трлн тенге, или на 20,7% больше год к году. Но даже двузначная динамика не позволила достичь плана – фактическое исполнение составило 74,0%, или недобрали 388 млрд тенге от намеченной планки.
Рост деловой активности, особенно в торговле, при прочих равных должен вести к увеличению сбора налогов. В этом смысле столь значительное отклонение при рекордном росте экономики выглядит парадоксальным. По итогам 1П2025 экономика Казахстана прибавила 6,2% в реальном выражении, что, по словам вице-премьера Серика Жумангарина, «стало самым высоким значением за последние 14 лет». Экономика РК продолжает расти быстрыми темпами: за 7М2025 шесть базовых отраслей, составляющих 60% ВВП, продемонстрировали впечатляющий рост: транспорт и складирование (+22,5% ИФО), строительство (+18,5%), торговля (+8,6%), промышленность (+6,9%), скромнее приросли сельское хозяйство (3,7%) и связь (+3,5%).
Текущие темпы заметно выше запланированных в Прогнозе социально-экономического развития РК на 2025–2029 годы (бюджет страны формируется на основе макроэкономических показателей, заложенных в ПСЭР), и на этом фоне ситуация с недобором «внутреннего» НДС кажется еще более противоречивой. Напомним, что кабмин ожидал роста экономики при базовом сценарии на 5,6% и на 5,7% – при оптимистичном, причем рост торговли закладывался на уровне 7,1%.
Почему план по поступлениям «внутреннего» НДС не был достигнут, несмотря на общий экономический подъем? Возможно, в экономике происходят структурные сдвиги, приведшие к тому, что деловая активность растет в сегментах, где не генерируется НДС. Можно предположить также, что потребительский спрос мог сместиться в сторону товаров, которые не облагаются этим налогом. Возможно, изначально план мог быть сверстан слишком оптимистично, что уже становилось причиной низкой наполняемости бюджета в 2023–2024 годах.
Не исключено, что проблемы вызваны резким увеличением возврата НДС экспортерам, выплаты которого были затруднены в предыдущие два года, в результате чего накопилась довольно приличная сумма. Напомним, в 2023–2024 годах план по поступлениям выполнялся на бумаге в том числе за счет приостановки возврата НДС и авансирования платежей, о чем писали аудиторы из ВАП.
Исполнение трансфертов из Нацфонда
После налогов важнейшим источником пополнения госбюджета являются трансферты из Национального фонда РК. Если за последние пять лет они в среднем формировали до четверти всех доходов казны, то в отчетном периоде – всего 21%. Но эти подвижки не указывают на сокращение зависимости казны от нефтяных денег. Просто в отчетном периоде ухудшилось фактическое исполнение трансфертов из суверенного фонда. И поскольку они по большому счету не зависят от экономической конъюнктуры (в отличие от налоговых поступлений), то такое положение дел может указывать на бюрократические и процедурные задержки.
За 7М2025 из Нацфонда было привлечено порядка 3,48 трлн тенге, что на 15,9% больше, чем в аналогичном периоде 2024-го. При предусмотренных на этот период 4,39 трлн тенге план был выполнен всего на 79,2% (годом ранее этот показатель был на уровне 88,2%).

Из общей суммы на долю гарантированного трансферта приходится 2,0 трлн тенге. Запланированные на отчетный период средства были освоены полностью. Уже два года в отчетных документах Минфина не указываются конкретные расходы бюджета, которые были профинансированы за счет гарантированного трансферта. Обычно эти деньги практически в полном объеме шли на выплату пенсий и пособий.
Зато проблемы отмечаются по целевому трансферту, который, согласно действующему законодательству, направляется на финансирование «критически важных объектов и проектов общественного значения». С начала года по этой операции в казну поступило 1,48 трлн тенге, рост в годовом выражении составил 47,6%. Однако при запланированных на отчетный период 2,39 трлн тенге было исполнено лишь 61,7% (от плана недобрали 915 млрд тенге).
Из-за этого страдает финансирование некоторых проектов, включая отдельные школы по нацпроекту «Комфортная школа», объекты водоснабжения, транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры. В абсолютных цифрах аутсайдером оказался LRT в Астане: на отчетный период по статье «увеличение уставного капитала юридических лиц для реализации проекта «Новая транспортная система» было предусмотрено 250 млрд тенге, из них было направлено 157 млрд тенге (или 62,8%).
Затраты госбюджета за 7М2025
Затраты казны увеличились до 17,5 трлн тенге, показав рост на 9,0% к аналогичному периоду прошлого года (при накопленной инфляции в 10,6%). Однако в отчетном периоде, на фоне небольшого перевыполнения плана по налогам и заметного недобора трансфертов из Нацфонда, исполнение расходной части госбюджета ухудшилось до 93,1% (с 95,3% годом ранее).
Почти 2/3 дополнительных трат съели три крупнейшие статьи бюджета: образование, социальное обеспечение и обслуживание долга. Как раз по этим направлениям минимальное отклонение от плана. Сократить расходы на них крайне сложно или невозможно: обслуживание долга напрямую влияет на кредитный рейтинг страны, урезание социальных затрат политически нецелесообразно, а снижение расходов на образование стратегически нежелательно.
Больше всего это затронуло здравоохранение: за первые семь месяцев 2025 года на него было потрачено 1,1 трлн тенге (рост на 0,3% год к году) при запланированных 1,7 трлн тенге. План был выполнен только на 64,9%, а дефицит финансирования достиг 612 млрд тенге.

Внутри статьи «здравоохранение» худшее исполнение бюджета отмечается по целевому взносу в Фонд социального медицинского страхования (ФСМС). Из запланированных 1,4 трлн тенге этот институт недополучил 575 млрд тенге. В разрезе отдельных бюджетных подпрограмм государство в недостаточном объеме профинансировало услуги, предоставляемые в рамках гарантированного объема медицинской помощи (–294 млрд тенге), и не в полной мере оплатило взносы по обязательному социальному медицинскому страхованию за граждан РК, которые освобождены от него (–278 млрд тенге).
В предыдущем обзоре госфинансов РК по итогам 1К2025 Kursiv Research уже обращал внимание на проблему недофинансирования сферы здравоохранения. В материале приводился отрывок из Краткой аналитической записки об исполнении республиканского бюджета РК на 1 апреля 2025 года. В ней указывалось, что Минздрав допустил неисполнение бюджета на сумму 389 млрд тенге, из них порядка 200 млн тенге профильное ведомство сэкономило; оставшаяся часть не дошла до здравоохранения, потому что на контрольном счете у казначеев не оказалось средств.
В последующих записках Минздрав уже не числится среди госорганов, допустивших наибольшее неосвоение. Однако в последней из них – Краткой аналитической записке об исполнении республиканского бюджета на 1 июля 2025 года – указано: не исполнено 1,1 трлн тенге, из них 956 млрд тенге – недофинансирование средств из бюджета, связанное с недостаточностью средств на КСН. Похоже, что сфера здравоохранения остается недофинансированной по той же причине, что и в I квартале.
Причем эта проблема фиксировалась и в прошлом году. Например, самое низкое исполнение бюджета среди всех направлений в 2024 году было у здравоохранения, которому не хватило 225 млрд тенге от запланированной суммы (–8,2%).Одной из причин такого положения дел, по мнению депутата Асхата Аймагамбетова, стала некорректная методика по расчету взносов в ФСМС. «Граждане ежемесячно платят 2% из своей зарплаты. Работодатель – еще 3% за каждого работника. Но есть 15 льготных категорий: пенсионеры, дети, студенты и другие. По закону за них должен платить госбюджет – 2% от средней зарплаты по стране. Однако на деле Минфин считает взносы не от средней, а от медианной зарплаты. Это уже нарушение закона», – отметил депутат в своем телеграм-канале.