Казахстанских пациентов с диабетом переводят на ОСМС из-за «дыры» в бюджете

Минздрав РК переносит социально значимые болезни в пакет медстрахования с 2026 года, объясняя это улучшением и расширением охвата медпомощью. Но бывший глава ведомства Елжан Биртанов и пациенты считают, что это делается, чтобы закрыть долги в бюджете и переложить финансовую нагрузку на самих казахстанцев. Хотя государство гарантирует сохранение льгот для большинства, 2 млн незастрахованных граждан (около 55%) могут лишиться бесплатных препаратов. «Курсив» узнал детали.
Почему Минздрав исключил ДЦП и диабет
Минздрав заявил, что с 1 января 2026 года сахарный диабет, ДЦП, системные поражения соединительной ткани и ревматизм переходят в перечень хронических заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению в организациях ПМСП в рамках ОСМС.
По информации ведомства, это связано с переходом на Единый пакет медицинской помощи, который «повысит доступность услуг и позволит расширить спектр лечения, включая новейшие методы».
«Это решение не снижает социальный уровень защиты пациентов, напротив укрепляет устойчивость финансирования и позволяет расширить спектр медицинских услуг, включая новейшие методы лечения. Социальные гарантии и льготы, предоставляемые пациентам, сохраняются в рамках существующих программ и не зависят от финансирования оказания медицинской помощи», — заявили «Курсиву» в Минздраве в ответ на официальный запрос.
Экс-министр назвал истинную причину решения Минздрава
Бывший министр здравоохранения Елжан Биртанов в беседе с корреспондентом «Курсива» назвал это решение «чисто экономической задачей».
По его словам, диабет был внесен в список социально значимых еще в «голодные годы», 2000-е, поскольку требовал немалых денег на лечение. Сегодня же правительство пытается снизить нагрузку на госбюджет в части гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и переложить ее на Фонд ОСМС, чтобы был баланс. Сейчас из общих расходов на здравоохранение на ГОБМП приходится 60%, на ОСМС – 40%.
«ОСМС накапливается за счет взносов, а ГОБМП — это чистые трансферты из бюджета. Я так понимаю, есть проблемы с деньгами. Правительство пытается снизить нагрузку на бюджет в части ГОБМП и перенести эту нагрузку на ОСМС», — заявил Биртанов, указав, что долг бюджета перед Фондом медстрахования по взносам за льготников составляет около 800 млрд тенге.
Опыт СССР
Одновременно в перечень социально значимых заболеваний включили эпилепсию и цереброваскулярные болезни (инсульты). Минздрав объяснил это тем, что они имеют длительный реабилитационный период, особенно в первые 12 месяцев, и требуют долгого медицинского наблюдения. Список формировала рабочая группа от Минздрава.
Бывший министр отметил, что термин «социально значимая болезнь» не имеет четкого законодательного определения в Казахстане. По его словам, это наследие из опыта СССР, которое теперь используется как удобный экономический инструмент перераспределения расходов. Биртанов считает, что именно этим объясняется нелогичность реформы.
«Мы сам диабет исключаем, а последствия диабета [инсульты, инфаркты] оставляем, исходя из того, что они длительного лечения требуют. Ну в чем социальная значимость? В том, что это дорого», — сказал он.
При этом экс-министр утверждает, что сам тренд на переход ОСМС «в целом правильный», и он его «поддерживает». Биртанов пояснил, что в начале независимости РК список социально значимых заболеваний раздувался из-за отсутствия четких критериев.
Кто может лишиться бесплатных лекарств
Главный риск, который несет реформа, считает Биртанов, это 20% незастрахованных граждан (около 3,6 млн человек по данным Минздрава). Около 2 млн человек из них не относятся к льготным категориям, не зарегистрированы как безработные и не платят взносы сами. Теперь они могут лишиться доступа к бесплатным лекарствам от диабета, ДЦП и системных поражений соединительных тканей.
В Мнздраве же утверждают, что на данный момент большинство пациентов (96% диабетиков и 98% с ДЦП) уже застрахованы в ОСМС или являются льготниками, за которых платит государство. Для этого правительство каждый год предусматривает деньги в бюджете. Остальные граждане должны будут делать это самостоятельно, чтобы не остаться без бесплатных лекарств.
«Обеспечение лекарственными препаратами сохраняется в АЛО, в рамках ОСМС для всех категорий пациентов», — добавили в Минздраве.
Критика методологии и исполнения
Также Биртанов жестко раскритиковал и само исполнение реформы. По его словам, было неправильно по сути ставить людей перед выбором.
«Надо было четко проанализировать, разъяснить, что мы будем вот так делать и потом, соответственно, это обсуждать. Людей нельзя ставить перед фактом, что если до нового года вы не заплатите, не получите лекарств. Так не делается», — заявил он.
Биртанов отметил, что медицинские организации утверждают свой бизнес-план на год вперед, а резкие изменения ведут к долгам и кредиторской задолженности. По его словам, именно резкие изменения не оставляют больницам времени на планирование и ведут к сбоям в поставках лекарств, нехватке средств и, как следствие, росту кредиторской задолженности.
Бесплатных лекарств часто нет в поликлиниках
Сами казахстанцы, столкнувшиеся с диабетом, не верят обещаниям Минздрава. По их словам, месячный расход только на инсулин (лекарство от диабета) составляет около 50 тыс. тенге. Это без учета специальных шприцов и глюкометров (прибор для измерения сахара в крови). При этом бесплатные лекарства не всегда бывают в поликлиниках.
Так, пациент со вторым типом диабета, который регулярно платит взносы в ОСМС, жалуется на хронический дефицит лекарств.
«Учитывая плачевное состояние больниц, в частности — практически ежемесячная нехватка препаратов, то решение МЗ РК выглядит довольно абсурдным. Я плачу ОСМС с момента его введения, однако получить лекарства от диабета получается едва ли через раз. В такие моменты таблетки приходится покупать самостоятельно», — поделился с «Курсивом» казахстанец.
Он уверен, что в первую очередь нужно решить проблему с наличием и поставкой лекарств. Мужчина утверждает, что еще несколько лет назад при отсутствии лекарств в поликлинике по месту прикрепления их можно было получить в другой.
«Однако сейчас мне просто говорят: закончилось, ждите. Мало того, что теперь взимают плату сразу за год, а не помесячно, как было ранее, так еще и получить услуги невозможно. (…) Бюджет МЗ РК растет ежегодно, а на деле — это просто превращается в цифры. До людей этот бюджет не доходит. Так что, людей, которые не платят ОСМС, необходимо было защищать, а не добивать», — считает собеседник «Курсива».
Другой казахстанец, заболевший диабетом в 2021 году, отметил, что даже при нынешней системе возникают проблемы с поставками стандартного инсулина, игл и глюкометров. Особое возмущение у него вызывает замена китайских игл на казахстанские низкого качества.
«Они очень болезненно для пациента входят в тело. И когда я пошел за новым меднабором в поликлинику, а потом в аптеку, то узнал, что другие пациенты тоже жаловались на эту продукцию. Возможно, она была пробной, потому что во второй раз уже было нормально», — рассказал он.
Его главное опасение, что при потере работы или переезда за границу человек вообще не сможет получать инсулин, иглы и прочее. Казахстанец считает, что таких людей оставляют с болезнью один на один. Теперь таким гражданам придется вносить платежи по ОСМС самостоятельно. Он считает, что вопрос с ростом количества заболевших диабетом нужно решать иначе.
«Я не думаю, что перевод диабета в ОСМС повысит доступность медуслуг. Для тех кто состоит в системе ОСМС фактически ничего не изменится, а вот все остальные должны будут платить из своего кармана десятки тысяч тенге на одного человека. Минздрав совместно с Минпромом и другими госорганами мог бы пойти от другого — обеспечить условия для выпуска всего цикла лекарств и прочего в Казахстане с возможностью их удешевления», — предложил он.
Кроме того, Минздрав должен был изначально обстоятельно обсудить возможность нововведения с больными и членами их семей, потому что это чувствительный вопрос.
Наследственность и неудавшийся «налог на сахар»
Пациенты с диабетом также раскритиковали пояснение Минздрава, что заболевание является наследственным. В ведомстве отмечали, что наследуется именно повышенная склонность к этому заболеванию. По их информации, она складывается из многих генов. Болезнь проявляется только если к генам добавятся внешние условия.
Этот тезис подтвердил Елжан Биртанов. Он сказал, что риски развития диабета значительно ниже, если человек правильно питается, у него нет ожирения, есть активность и так далее.
«Диабет действительно во многом зависит (первая, и вторая форма) от наследства. Это обусловлено генетически. Но, допустим, для второго типа диабета образ жизни является основополагающей причиной», — заявил экс-министр.
Однако казахстанцы возмущаются, что Минздрав говорит о влиянии внешних факторов на заболеваемость диабетом и при этом не может уже несколько лет решить вопрос с введением «налога на сахар».
«С одной стороны, у нас допускается и субсидируется государством выпуск газированных сахаросодержащих напитков, а с другой, после того как человек «подсел» на сахар, его оставляют один на один с болезнью. При этом нам говорят, что диабет — это наследственное, однако ни мои родители, ни дедушка бабушкой не болели диабетом — тут МЗ РК надо придумать другую «легенду», — говорит собеседник «Курсива».
Критика казахстанца не лишена оснований. С 2021 года в стране постоянно обсуждается введение акциза на сахаросодержащие напитки. Причем изначально такую меру предложил именно Минздрав, мотивируя это ростом количества больных диабетом. Однако правительство неоднократно отклоняло эту инициативу, ссылаясь на то, что это создаст дополнительную нагрузку на бизнес.
Несмотря на острую критику общественников и экспертов, а также неспособность решить проблему с акцизом, Минздрав заявил, что продолжит работу по совершенствованию механизмов, чтобы каждый пациент получил необходимое лечение вне зависимости от своего социального и страхового статуса.