Внешний долг Казахстана обновил максимум: рост пришелся на госсектор

Опубликовано
Внешний долг Казахстана растет / shutterstock, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Внешний долг Казахстана на конец июня обновил исторический максимум и составил $172,8 млрд. 71% его сформирован частными компаниями, но основной прирост обеспечивается государственным и квазигосударственным сектором, сообщают аналитики Halyk Finance.

Рост внешнего долга

Отношение внешнего долга к ВВП составило 59,2%, увеличившись с 56,6% в 2024 году.

«Это связано с опережающим ростом внешнего долга по сравнению с динамикой ВВП. У стран с сопоставимой экономикой, таких как Россия и Узбекистан, в 2024 году отношение внешнего долга к ВВП составляло 13,4% и 55,7% соответственно, у развитых стран, таких как США – 124,3%», – отмечают эксперты.

Внешнюю устойчивость позволяет поддерживать солидный объем международных резервов и активов Нацфонда. Вместе с тем увеличение долговой нагрузки государственного сектора в долгосрочной перспективе может ограничить фискальные возможности бюджета.

71% внешнего долга – частный сектор, 29% – государственный и квазигосударственный сектор. Однако последний обеспечил прирост на 8% год к году, тогда как внешний долг частного сектора вырос всего на 2% за год.

Структура внешнего долга

«В структуре внешнего долга значительную роль играют прямые инвестиции, оформленные как межфирменная задолженность, доля которых составляет около 53,6% от общего объема внешнего долга. По сути, это кредиты зарубежных материнских компаний своим казахстанским дочерним организациям, что делает привязку такого долга к Казахстану во многом формальной. Отраслевой анализ показывает, что 79% межфирменного долга ($72,8 млрд) связано с займами в секторе добычи сырой нефти и природного газа», – говорится в анализе.

Если рассматривать по отраслям, то картина следующая:

  • горнодобывающая промышленность – 45,8% от внешнего долга, в частности добыча нефти и газа – 42,5%;
  • обрабатывающая промышленность – 8,7%;
  • оптовая и розничная торговля – 7,2%.

По первоначальному сроку погашения 86,8% внешнего долга приходится на долгосрочный внешний долг (свыше одного года). Эксперты отмечают, что такая тенденция минимизирует риски ликвидности, но усиливает влияние на погашение и обслуживание долга при изменении общих рыночных условий.

По секторам кредиторов первенство у частных иностранных компаний и организаций – 78,4% от совокупного долга.

«На банковский сектор приходится около 9,9% от общего объема внешнего долга, тогда как доля международных финансовых организаций составляет 8,3%. Доля обязательств перед органами государственного управления и центральными банками иностранных государств остается минимальной (менее 0,1%)», – отмечает Halyk Finance.

Каков прогноз

К концу июня 2025 года картина по резервам, которые позволяют держаться на плаву, следующая:

  • резервы Нацбанка – $51,8 млрд (+$6 млрд с конца 2024 года);
  • резервы Нацфонда – $60,3 млрд (+$1,5 млрд с конца 2024 года).

«На фоне исторически максимального объема внешнего долга эти показатели могут выглядеть умеренными», – отмечают они.

При этом наращивание государственной и квазигосударственной задолженности увеличивает условную долговую нагрузку, что в долгосрочной перспективе может ограничить фискальные возможности бюджета.

Читайте также