Какую спортивную нагрузку несут казахстанские чиновники и бизнесмены
«Курсив» рассмотрел деятельность нескольких спортивных федераций, во главе которых находятся представители государства или бизнеса, и оценил, каких успехов достигли их подопечные.
Рецепт для тенниса
Федерацию тенниса Казахстана с 2007 года возглавляет Булат Утемуратов. Экс-управделами президента РК и экс-секретарь совета безопасности РК сейчас больше известен как основатель и владелец группы компаний «Верный капитал». Утемуратов занимает 4-е место в списке 50 богатейших бизнесменов Казахстана по версии журнала Forbes с капиталом в $2,8 млрд.
Самые большие достижения казахстанского тенниса при Утемуратове связаны с натурализацией российских теннисистов и теннисисток. Наиболее яркий пример такого подхода – нынешний капитан женской сборной страны Ярослава Шведова.
В 2010 году Шведова под казахстанским флагом (гражданство она сменила в 2008-м) добилась двух самых значимых достижений казахстанских теннисистов на данный момент – в дуэте с американкой Ваней Кинг она выиграла парные разряды двух турниров «Большого шлема»: Уимблдон и US Open.
В индивидуальном одиночном разряде Шведова и еще одна натурализованная Казахстаном россиянка, Юлия Путинцева, доходили до четвертьфиналов Roland Garros, Уимблдона и US Open. За последние 10 лет в индивидуальном рейтинге женской теннисной ассоциации казахстанки побывали на 31-й строке (Зарина Дияс, январь 2015 года), на 25-й (Шведова, октябрь 2012 года) и на 17-й (еще одна экс-россиянка Елена Рыбакина).
В мужском теннисе наивысшим достижением стало командное выступление: в 2011 году казахстанцы вошли в элитный дивизион Кубка Дэвиса – главного мужского командного соревнования в мире тенниса. И на протяжении десяти сезонов подряд продолжают находиться в числе сильнейших 16 команд планеты, причем часть матчей Кубка Дэвиса регулярно проводят на домашних кортах в Нур-Султане.
В 2020 году казахстанской федерации тенниса удалось впервые в истории страны провести в столице турнир серии ATP 250 – Astana Open.
На ежегодной итоговой отчетной конференции Федерации тенниса Казахстана в начале декабря Утемуратов сообщил, что в последние четыре года федерация финансируется бюджетными средствами на 30%. Остальное – частные вклады.
«Чьи деньги? Это мои деньги. Я уже вложил за эти годы более $60 млн в развитие тенниса. Легионеры, как их называют журналисты, также финансировались за счет меня. Ни за счет бюджета, ни за счет государства, а из моих личных средств», – заявил Утемуратов.
Успехи Булата Утемуратова на посту главы ФТК позволили ему с 1 октября 2019 года стать вице-президентом международной федерации тенниса.
Хоккей по-премьерски
Премьер-министр Аскар Мамин возглавил казахстанскую федерацию хоккея с шайбой еще в 2008 году, когда являлся главой нацкомпании «Казахстан темир жолы». В 2012 и в 2016 годах он дважды переизбирался на новые четырехлетние сроки в этой структуре – и имеет все шансы оставаться у руля казахстанского хоккея на четвертый срок, поскольку на клубном уровне успехи казахстанских команд в этот период были неоспоримы.
Выступления столичного «Барыса» в континентальной хоккейной лиге совпали с периодом президентства Мамина в КФХ. И за 12 лет клуб из Нур-Султана всего два раза по итогам регулярного сезона не попадал в плей-офф КХЛ – розыгрыш Кубка Гагарина. Еще четыре раза «Барыс» пробивался в четвертьфинал этого розыгрыша, входя в число первых восьми команд Лиги, а весной этого года вполне мог впервые в истории попасть в полуфинал Кубка Гагарина, но помешала пандемия коронавируса.
И если «Барысу» пандемия помешала установить собственное историческое достижение в прошлом сезоне, а также скомкала нынешний гладкий чемпионат КХЛ, то чемпионат Казахстана только выиграл от возвращения в него на сезон трех казахстанских участников российской Высшей хоккейной лиги.
Двукратный обладатель высшего трофея ВХЛ – карагандинская «Сарыарка», финалист розыгрыша ВХЛ 2017 года усть-каменогорское «Торпедо» и столичный «Номад», дебютировавший в ВХЛ в 2019 году, повысили качество игр на внутренней арене. Противостояние с ними позволит остальным казахстанским клубам растить большее количество кандидатов в сборную Казахстана, которая является, пожалуй, самым слабым звеном в структуре казахстанского хоккея при Мамине.
Национальная команда все эти годы курсировала между высшим и первым дивизионами чемпионата мира, ни разу не задержавшись в элите больше чем на год. Также ни разу за 12 лет нахождения Мамина у руля КФХ сборная Казахстана не пробилась в финальную часть Олимпиады, хотя руководство федерации регулярно усиливало главную команду страны натурализованными североамериканскими (Брэндон Боченски, Найджел Доус, Дастин Бойд, Кевин Даллмен) и европейскими (Хенрик Карлссон) легионерами. В мае следующего года казахстанская сборная в очередной раз попытается сохранить свою прописку в элите мирового первенства, избавившись от статуса команды-«лифта».
Если это произойдет, у Казахстана появятся основания претендовать на проведение финальной части чемпионата мира в высшем дивизионе. Летом этого года глава Международной федерации хоккея (IIHF) Рене Фазель подтвердил, что Казахстан изъявил желание провести чемпионат мира по хоккею в 2026 году.
Олимпийская рокировка в боксе
Председатель президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и председатель ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса Kazenergy Тимур Кулибаев возглавлял Федерацию бокса Казахстана с 2009 по 2019 год. Решение об отставке Кулибаев принял, чтобы избежать конфликта интересов. С 2015 года он совмещал работу в федерации бокса с деятельностью в качестве президента национального олимпийского комитета.
В 2018 году НОК стал заниматься распределением бюджетных средств на содержание национальных олимпийских команд. А в 2019-м Кулибаев был переизбран на пост главы НОК, поэтому принял решение об уходе с поста президента национальной боксерской федерации. Поскольку распределение средств НОКом ведется по принципу успешности той или иной команды, Кулибаев просто вынужден был бы выделять большие деньги команде «своей» федерации.
В период президентства Кулибаева казахстанская сборная по боксу добилась значительных успехов как на мировых первенствах (11 новых чемпионов мира по боксу), так и на олимпиадах, завоевав в Лондоне-2012 и Рио-2016 девять наград: две золотые, три серебряные и четыре бронзовые.
Теперь дела казахстанских боксеров принял еще один известный казахстанский бизнесмен – учредитель Fincraft Group Кенес Ракишев.
Футбольный камбэк Джаксыбекова
Нынешний президент Казахстанской федерации футбола, экс-аким столицы республики, бывший руководитель администрации президента Республики Казахстан и экс-министр обороны страны Адильбек Джаксыбеков уже руководил казахстанским футболом с 2007 по 2014 год. Его возвращение в КФФ случилось в 2018 году. Так получилось, что многие достижения казахстанского футбола как на уровне сборной (98-е место в рейтинге ФИФА в 2016 году, наивысшее пока достижение национальной футбольной дружины), так и на уровне клубном (выход «Астаны» в групповой этап Лиги чемпионов) случились в период между двумя правлениями Джаксыбекова.
Однако на эту ситуацию можно взглянуть и под другим углом. Первый выход казахстанских команд в групповую стадию еврокубков случился при Джаксыбекове (карагандинский «Шахтер» пробился в группу Лиги Европы в 2013 году). А «Астана», заняв в 2017 году второе место в одном из квартетов Лиги Европы, матчи плей-офф в феврале 2018 года совместила с возвращением Джаксыбекова в КФФ. Закольцевав таким образом его работу на посту президента федерации, в этом году казахстанские клубы вылетели во втором раунде квалификации еврокубков, впервые за последние пять лет оставив Казахстан без группового евроэтапа.
А национальная сборная заняла последнее место в очередном розыгрыше Лиги наций, закончив год на 122-м месте рейтинга ФИФА. И теперь Джаксыбекову предстоит найти путь к возвращению былых позиций и в клубном футболе, и на уровне национальных команд.
Этот путь КФФ придется искать, не имея финансовых рычагов влияния на футбольные клубы, которые в Казахстане финансируются большей частью акимами регионов, частными структурами либо, как в случае с ФК «Астана», фондом «Самрук-Казына». При этом «Самрук» уже в текущем году объявлял о сокращении финансирования всех структур, входящих в состав президентского профессионального спортивного клуба «Астана», на 15%.
Куанышбек Есекеев, председатель правления АО «Казахтелеком», возглавляет казахстанскую федерацию киберспорта с 2017 года.
Бейбут Атамкулов, министр индустрии и инфраструктурного развития РК, возглавляет казахстанскую федерацию шахмат с 2020 года.
Нуртай Абыкаев, экс-глава КНБ и экс-руководитель администрации президента, возглавляет казахстанскую федерацию волейбола с 1993 года.
Даниал Ахметов, аким ВКО, возглавляет казахстанскую федерацию легкой атлетики с 2018 года.
Жанат Тусупбеков, генеральный директор группы KMG International N.V., возглавляет казахстанскую федерацию тяжелой атлетики с 2013 года.
Карим Масимов, председатель КНБ, возглавляет казахстанскую ассоциацию Qazaq kuresi с 2020 года, ассоциацию боевых искусств Казахстана с 2018 года, федерацию тайского бокса РК с 2010 года, совмещает эти посты с должностью почетного президента казахстанской федерации триатлона с 2017 года.
Умут Шаяхметова, председатель правления АО «Народный банк Казахстана», возглавляет казахстанскую федерацию гимнастики с 2011 года.
Болат Жамишев, экс-министр финансов, председатель совета директоров АО «BANK RBK», возглавляет казахстанскую федерацию конькобежного спорта с 2012 года.
Умирзак Шукеев, аким Туркестанской области, возглавляет казахстанскую федерацию лыжных гонок с 2010 года.
Берик Имашев, председатель ЦИК, возглавляет казахстанскую федерацию современного пятиборья с 2010 года.
Нурлан Смагулов, владелец Astana Group, возглавляет казахстанскую федерацию велоспорта с 2019 года.
Данияр Абулгазин, №13 в списке самых богатых бизнесменов Казахстана по версии Forbes, возглавляет казахстанскую федерацию настольного тенниса с 2018 года.