5 главных страхов, которые мешают обращаться за психологической помощью

Опубликовано 26 декабря 2025 11:47

Светлана Белицкая

Светлана Белицкая

кресло в углу комнаты
Изображение сгенерировано нейросетью, бильд-редактор: Юлия Петрова

По данным ВОЗ, один из семи человек на земном шаре живет с психическим расстройством. При этом только треть людей с ментальными проблемами получает профессиональную помощь. И дело не только в том, что во многих регионах мира нет развитой системы психологической помощи, но и в том, что люди сами от нее отказываются.

В обществе все еще сильна стигма о психическом здоровье. От своевременного обращения за помощью людей удерживает страх быть «помеченными», подвергнутыми остракизму, непонятыми, осмеянными. Отказ обратиться за помощью приводит к тому, что симптомы ухудшаются, а перспективы выздоровления становятся призрачными.

Вот несколько самых распространенных страхов, которые препятствуют заботе о собственном ментальном здоровье.

Ложный аргумент №1: «Все кругом здоровые, я один «не в порядке» и это надо скрывать»

С проблемами ментального здоровья сталкиваются сотни миллионов человек. Cамые распространенные — тревожные и депрессивные расстройства. От хронической тревоги в мире страдает почти 360 миллионов человек, от депрессии — 280 млн. 41 млн человек живет с различными видами расстройств деструктивного поведения, 16 млн — с расстройствами пищевого поведения.

И это только те случаи психических расстройств, которые были официально зарегистрированы. Предполагается, что на самом деле их значительно больше.

Так если ВОЗ оценивает распространенность тревожных расстройств в 4,5%, то специалисты в США, где относительно хорошо развиты диагностика и лечение ментальных расстройств, заявляют, что от клинической тревоги ежегодно страдает 19% людей, а всего в течение жизни с патологической тревогой сталкивается каждый третий человек. От депрессии ежегодно мучается 13% американцев. По данным европейских врачей, с хронической депрессией живет больше 7% людей. Исследование распространенности обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) в десяти разных странах (Аргентине, Австралии, Колумбии, Ираке, Польше, Китае, Португалии, Румынии, Саудовской Аравии, Испании) выявило это достаточно тяжелое ментальное состояние у 4% людей.

Цифры в 4 – 7% кажутся небольшими? Тогда представьте подъезд обычного 9-этажного дома, на каждом этаже которого расположено по шесть квартир. Допустим, в среднем в каждой квартире живет по три человека. Это означает, что только в одном подъезде проживает 6 – 7 людей с ОКР и 10 – 11 с депрессией.

По данным Республиканского научно-практического центра психического здоровья (РНПЦПЗ) Министерства здравоохранения Казахстана, общее число людей с достаточно тяжелыми психическими расстройствами в республике составляет почти 200 000 человек. Сколько всего граждан Казахстана нуждается в психологической коррекции, неизвестно. Но подсчитано, что средний индекс ментального здоровья в стране низкий и составляет 63 балла из 200 возможных. В рейтинге 83 стран по уровню ментального здоровья Казахстан занимает 76-78 места

Ложный аргумент №2: «Хроническая тревога и депрессия — это просто слабость характера и личный выбор каждого»

Самое распространенное заблуждение относительно природы тревожных и депрессивных расстройств, причиной которого является непонимание людьми биологических принципов работы мозга и изменений в этой работе.  

Мозг человека сложен для исследования, поэтому серьезно его изучают всего несколько десятилетий. До этого всю историю человечества было принято думать, что эмоции и поведение человека описываются в понятиях «буду — не буду», «захотел — впал в депрессию, захотел — вышел из нее», «захотел — стал трусом, а захотел — молодцом».

Актуальные нейробиологические исследования говорят, что психическая сфера человека устроена намного сложнее, имеет реальную нейрофизиологическую основу и не объясняется эфемерным «хочу — не хочу». Сейчас точно установлено, что хронические тревожные и депрессивные состояния связаны с биохимическими и функциональными изменениями в мозге.

Почему происходят такие изменения, пока только изучается, но уже сегодня ясно, что они являются результатом влияния генетических особенностей, жизненного опыта человека и факторов окружающей среды. Иными словами, психические расстройства ничем не отличаются от любых других заболеваний. Например, диабет 2-го типа возникает в силу тех же самых причин, но при этом почему-то никто не рассматривает повышенный сахар в крови как «слабость характера».

В то же время не стоит думать, что тревога, депрессия и другие ментальные проблемы делают человека неполноценным. Да, у него есть определенные особенности в работе мозга, но, возможно, они даже могут быть полезны. Правда, только в том случае, если с помощью специалиста научиться их контролировать и использовать продуктивно.

Эмма Стоун (актриса театра, кино, телевидения и кинопродюсер) уверена, что именно ее склонность к тревоге позволила добиться больших успехов. Первая паническая атака случилась у Эммы еще в детстве:«Я сидела у подруги дома и вдруг стала абсолютно уверена, что дом горит… Я просто сидела у нее в спальне, и, конечно, дом не горел, но внутри меня не было ни единой части, которая не верила бы, что я сейчас умру». С тех пор Эмма регулярно посещает психотерапевта и научилась справляться с паниками. В свои 37 лет Эмма Стоун является лауреатом многочисленных наград, в числе которых две премии «Оскар», две премии «Золотой глобус» и две премии BAFTA. Стоун говорит: «Мне кажется, люди с тревогой и депрессией — очень-очень чувствительные и очень-очень умные. Мир бывает жестоким и пугающим, вокруг происходит много всего, и, если человек тонко это чувствует, это может буквально парализовать. Но если не позволять этому ломать себя и направлять свою чувствительность во что-то полезное, это становится почти суперспособностью…»

Ложный аргумент №3: «Человек с проблемами в ментальной сфере — клоун, я таким не буду»

Это заблуждение чаще всего затрагивает людей с обсессивно-компульсивным расстройством, которое так полюбилось создателям кино и сериалов, что комедийные персонажи с ОКР заполонили собой экраны. Человек с обсессивно-компульсивным расстройством изображается как эдакий чудик, который бесконечно вытирает все поверхности тряпочкой. Над таким стоит посмеяться.

В реальности люди с ОКР обычно стесняются своего состояния и стараются его не афишировать. Высмеивание ОКР в масс-медиа только подпитывает стремление скрываться и блокирует обращение за терапевтической помощью. Однако обсессивно-компульсивное расстройство, так же как тревога и депрессия, имеет биохимические и физиологические основы, так же ничем не отличается от обычных заболеваний и не является поводом для стыда или темой для комедии.

Известный сериал с главным героем с ОКР — «Профессор Т». Сериал переснимали уже несколько раз в разных странах. В британской версии, которая оказалось одной из самых успешных, персонажа с ОКР играет комедийный актер и популярный в разных странах детский писатель Бен Миллер, который сам страдал ОКР и поэтому постарался сделать своего героя настоящим человеком, а не клоуном. Конечно, настолько, насколько это в принципе позволяет жанр развлекательного сериала: «Когда видишь как кто-то раскладывает предметы на столе, это выглядит безобидно. Но внутри этот человек может оказаться куда сложнее. В свои двадцать с небольшим я сильно страдал от ОКР. Я знаю, каково это, и знаю, как я тогда с этим жил. Мне повезло, что сейчас все это удается держать под контролем. Но были периоды, когда справиться было невозможно. Я был одержим числами и прикосновениями к вещам. У меня были сильные зацикленности, связанные с дверями. Для меня это был способ хоть как-то смягчить и контролировать тревогу. Я думал, что если прикоснусь к предмету определенное количество раз, то ничего плохого не случится. Конечно, это не работает — мне постоянно приходилось усиливать свои действия, чтобы снижать тревогу. В какой-то момент сами ритуалы начинают усиливать тревогу, и возникает порочный круг, когда все выходит из-под контроля. В самый тяжелый момент я решил обратиться за профессиональной помощью».

Ложный аргумент №4: «Тревога и депрессия — это нормальные проявления жизни, в них нет ничего опасного, лечить не надо» 

Мы не можем прожить жизнь без волнений и печали. И в этом смысле грусть, страхи, навязчивые мысли — норма существования. В проблему они превращаются тогда, когда становятся хроническими и заметно влияют на поведение.

Когда человек живет с хронической тревогой и навязчивостями, он прибегает к избеганию. Если боишься публичных выступлений, самое простое решение — перейти на ту работу, где не придется публично выступать. Если пугает риск заражения в общественном транспорте, лучше на нем не передвигаться.

Избегание дает мгновенное облегчение страхов и тягостных мыслей, но довольно быстро распространяется на разные сферы жизни и ограничивает человека в карьере, заботе о здоровье, романтических и социальных отношениях. Такие ограничения существенно увеличивают риск возникновения депрессии, которая делает жизнь человека еще более тяжелой, и подталкивает к суицидальному поведению.

Ежегодно в мире в результате суицидов умирает почти 730 000 человек, причем в основном это молодые люди в возрасте до тридцати лет. В Казахстане счеты с жизнью каждый год сводит 4 тыс. человек, многие из которых несовершеннолетние. Чаще всего причиной суицидов становятся ментальные расстройства, такие как депрессия. Скорее всего эта цифра не отражает реальности, поскольку далеко не каждый суицид регистрируется как суицид. 

Обращение за профессиональной психологической помощью спасло жизнь Майклу Фелпсу II — пловцу и самому титулованному олимпийцу всех времен. Майкл Фелпс — 23-кратный олимпийский чемпион, 26-кратный чемпион мира, многократный рекордсмен мира. Долгие годы он жил с депрессией и тревожностью, прежде чем понял, что ему нужна профессиональная поддержка. После начала терапии Майкл стал защитником идей о важности психического здоровья и продвигает идею доступной психотерапии для всех, кому она нужна: «Я много лет боролся с тревогой и депрессией и в какой-то момент задавался вопросом, хочу ли я вообще продолжать жить… Когда я дошел до этой точки, я решил обратиться за помощью к профессиональному психотерапевту. Это решение в итоге помогло спасти мне жизнь. Не обязательно ждать, пока станет совсем плохо. Откройтесь. Поговорите с друзьями, семьей, партнерами по команде. И работайте с профессиональным психотерапевтом».

Ложный аргумент №5: «Рассказывать постороннему человеку о своих психических проблемах стыдно, я не переживу такого унижения»

Посещение психолога, психотерапевта, забота о своем ментальном здоровье — это медицинское действие, а не разговор с подружкой. Поэтому эмоции стыда или стеснения тут в принципе не уместны. Посещение врача любой специальности может доставлять психический и физический дискомфорт. От этого никуда не деться, но мы обычно не думаем о том, что проктолог будет смеяться и унижать нас, если мы расскажем ему о своих «стыдных» проблемах.

Чтобы уменьшить психический дискомфорт при первичном обращении к психотерапевту, можно сначала выбрать специалиста, консультирующего онлайн, или записаться на групповую терапию. Некоторым людям преодолеть стеснение помогает обращение к узкоспециализированным психологам, которые преимущественно работают именно с их проблемой.

Также не стоит ассоциировать психотерапию с классическим психоанализом, сосредоточенном на прошлом. Многие современные методы психотерапии не требуют от человека рассказа о всех его детсадовских фантазиях и страхах.

Джеймс Лори — британский актер, режиссер, музыкант, комик и писатель, командор ордена Британской империи, всемирно известный «доктор Хаус»: «Я считаю, что психотерапия была для меня невероятно полезной… Местами она пугает, но, как мне кажется, каждому стоит попробовать. Теперь я чувствую гораздо больше внутреннего спокойствия. Многие думают, что психотерапия — это просто сидеть и ковыряться в себе. Но на самом деле это работа над собой с целью однажды увидеть мир по-другому, относиться к близким с большей добротой и уметь отдавать больше».

Если статья вызывает у вас тревогу, обсудите ее с искусственным психологом

Обсудить тревогу
Читайте также