Ключевые проблемы фондового рынка Казахстана
В Алматы начал работу XXI международный PR-форум «Новая реальность. Перезагрузка коммуникаций». Основной темой на одной из панелей мероприятия стало обсуждение экспертов проблем фондового и финансового рынков Казахстана.
По мнению участников панели «Финансовые коммуникации: смена ориентиров. Равнение на взаимопонимание» в последние годы казахстанский финансовый рынок сузился до банков, потому что в свое время государство фактически убило фондовый рынок. В частности, такого мнения придерживается управляющий партнер Tengri Partners Ануар Ушбаев: «Точно также государство убило доступ нашего рынка капитала к западным рынкам. Поэтому все что осталось – это ритейл, и это объясняет, почему банки так сфокусировались на ритейле. С другой стороны выясняется, что государство наше сфокусировано не на ритейле, а на внешних, в основном лозунговых мероприятиях. В этой связи полнейшее фиаско было продемонстрировано в прошлом году Нацбанком. Речь идет о тех самых повторных девальвациях. И абсолютное отсутствие со стороны регулятора коммуникаций с рынком. Теперь мы имеем то, что имеем».
По его мнению, залог успеха в любой экономической политике на 50% зависит от доверия населения и, в частности, бизнеса к финансовым структурам.
В тоже время с экспертом категорически не согласна глава Казахстанской фондовой биржи Алина Алдамберген, полагающая, что на сегодняшний день многое зависит не от сиюминутной ситуации, а от работы рынка. «Я категорически не согласна с определением того, что фондовый рынок мертв. Конечно, когда делают такие выводы, имеют в виду рынок акций и результаты. Столько усилий было предпринято, а результаты все те же. Рынок не ликвидный, несмотря на то, что у нас есть порядка 93 эмитентов и высокая капитализация рынка акций. А это, кстати, 12 трлн тенге. С начала года она, надо отметить, подросла в связи с изменением курса тенге и его укреплением. То есть интерес к фондовому рынку возрождается. Я придерживаюсь такой позиции: да, если он не развит, это еще не конец. Поэтому мы всегда продолжаем над этим работать», — считает Алина Алдамберген.
Впрочем, по ее словам, на фондовом рынке существует и немало проблем, одна из которых заключается в отсутствии определенных категорий инвесторов. Также важно выстраивание более тесных взаимоотношений с госорганами. В этой связи, эксперт привела в пример ситуацию с объединением всех пенсионных активов в ЕНПФ. Несмотря на тот факт, что многие финансовые структуры были категорически против этого слияния капитала, объединение все же произошло. В результате чего, как подчеркивает эксперт, целая индустрия (управляющие компании, брокерские компании, сами пенсионные фонды) значительно пострадала.
«Потому что, чем больше участников на фондовом рынке, тем больше возможностей формировать различные инвестиционные стратегии. Сейчас получается ситуация, что у нас ЕНПФ. Он уже задействован в реализации государственных программ. Мы это видим по результатам листинга. Если смотреть на структуру выпуска облигаций, то у нас 90% — это банки и квазигосударственный сектор. У нас фактически монополия. Единственный управляющий активами – это Национальный банк РК. И мы ждем момента когда, наконец, будут правильные решения о том, чтобы диверсифицировать риски и выбрать большее количество управляющих компаний», — говорит глава KASE.
Кроме того, в комментариях «Къ» она отметила, что на сегодняшний день стоит ряд вызовов. Один из которых заключается в появлении на рынке нового игрока – Международного финансового центра Астаны (МФЦА). «Деньги и инвесторы – это вообще такой ликвидный инструмент, они перетекают с биржи на биржу. Дело в том, что если у вас одинаковые инструменты, то у вас теряется ликвидность. Еще один момент заключается в том, что если казахстанский эмитент будет занимать доллары, то по английскому праву, то это уже будет не казахстанская бумага. Поэтому не совсем понятно, каким образом ее будет покупать казахстанский инвестор. Все эти вопросы влияют на наш бизнес, на наших участников», — говорит Алина Алдамберген.
Аналогичного мнения придерживается и глава Народного банка Умут Шаяхметова, отметившая, что просто издать указ и ждать, когда МФЦА заработает, явно недостаточно, если у нас не будет ни своих эмитентов, ни инвесторов. Да и на приход иностранцев тоже надеяться было бы несколько наивно. «Для этого нужно создать внутреннюю базу по рынку ценных бумаг и качественных эмитентов. Сегодня в стране этого нет. Мы видели, что одним указом можно одномоментно убить 10-летние развитие рынка. Это касается и рынка ценных бумаг, и брокерского бизнеса. Сейчас мы видим, что у нас происходит со страховым рынком. Это говорит о том, что полностью происходит огосударствление, и частный бизнес просто находится на грани выживания. Вот так мы, например, лишились своих инвестиций в частный пенсионный фонд. Его стоимость была $500 млн во внешней оценке. Нам никто ничего не возместил. А как только г-н Досаев в интервью СМИ озвучил принятое правительством решение о создании ЕНПФ, на лондонской бирже сразу же произошло падение акций Халыкбанка. С тех пор наши акции никогда не поднимались до прежних цен», — рассказала Умут Шаяхметова.
В тоже время, глава Народного банка особо подчеркнула, что точно также можно одним решением правительства, одним указом сверху провести либерализацию рынка и дать возможность появится на нем частным игрокам. «Вспомните, были у нас времена, когда здесь было несколько западных банков. Они по $100-200 млн ежедневно проводили операции на ценных бумагах. Но они ведь сейчас сюда не приходят. Потому что не очень стабильное и понятное законодательство. Нет защищенности и гарантий, что если ты инвестировал в страну деньги, то не лишишься их, а в случае необходимости сможешь легко и правильноих изъять», — отметила эксперт.
Участники мероприятия сошлись во мнении, что в первичном плане со стороны государства должно быть намерение развивать рыночную экономику. Для этого необходимо проводить структурные, рыночные реформы, мы об этом постоянно говорим. И только тогда в стране все будет развиваться.