Как ОРЦ облегчат жизнь фермерам и снизят цены для покупателей
Сократить число посредников между фермерами и конечными покупателями овощей-фруктов, улучшить продажи казахстанских аграриев и обеспечить население качественной недорогой отечественной продукцией. Это ключевые цели, ради которых государство с частными партнерами строит Национальную товаропроводящую систему (НТС) в РК. Об этом на бизнес-форуме, прошедшем 11 ноября в Павлодаре, говорили участники мероприятия.
Павлодар для встречи фермеров и строителей НТС был выбран не случайно. Именно в Павлодарской области с нуля будут построены первые два оптово-распределительных центра (ОРЦ) – в селе Мичурино и городе Аксу (начало строительства намечено на весну 2022-го). Всего по Казахстану собираются открыть 24 ОРЦ разной специализации. Но сама НТС – это не только здания. Система будет включать в себя IT-платформу, где смогут напрямую, без посредников, договариваться о поставках аграрии и ретейлеры; НТС предполагает агроконсалтинг, помощь фермерам в продвижении товаров и множество других материальных и нематериальных опций.
«Сама система нацелена на решение фундаментальных задач завтра-послезавтра», – начал встречу Михаил Филиппов, член наблюдательного совета компании «НТС», которая является партнером государства в создании первой очереди ОРЦ.
Чего хотят от фермера
Задачи перед НТС и шире – перед всем ретейлом – ставит потребитель, он диктует, как должно развиваться это направление. Поэтому на встречу пригласили руководителя отдела «Свежие овощи и фрукты» магазинов Magnum Нелли Данилевскую, чтобы показать, что она, как никто другой, знает запросы потребителей, спикер зашла с «больших данных». В Magnum обслуживаются более 4 млн покупателей, сеть работает с 35 тыс. наименований, доля компании в Алматы составляет 65%, а по – Казахстану 28%. Сейчас Magnum представлен в 10 регионах Казахстана, собирается охватить 16. В декабре компания открывает два филиала в Ташкенте.
«Покупатель не хочет тратить время на фасовку, упаковку товара, который представлен в сети. Несколько сезонов мы уже продаем корнеплоды в фасованном виде. Доля фасовки составляет 25%. В наших планах 2022 год закрыть с 50% фасованного ассортимента, – поделилась выступающая. – Мы проводили исследования и выявили, что наш ассортимент никак не отличается от других торговых точек. Мы хотим дать предложение, которое будет отличаться. В Ташкенте наш ассортимент будет разительно отличаться от ассортимента в других магазинах города».
Но чтобы реализовать эти цели, ретейлеру нужна помощь со стороны партнеров — фермеров, которые будут предоставлять в сети товары в нужной упаковке, нужного качества.
Стабильного качества и стабильных поставок ждут от фермеров и трейдеры. Об этом на форуме сказал Галымжан Исатаев, коммерческий директор компании MCC Trade, которая занимается закупкой, хранением, переработкой овощей и фруктов, а также их поставкой в крупные сети Казахстана.
«Мы уже на протяжении 5 лет занимаемся сдерживанием цен, – заявил Исатаев. – Руководством страны была поставлена задача, чтобы социально значимые корнеплоды были доступны для населения. Как нам это удается сделать? Мы ввели практику ранней контрактации (форвардные закупки), также у нас есть совместные посевы, выкупы больших объемов на стадии уборки. После этого мы товар выкупаем, часть храним, другую реализуем. В этом году наши объемы составляют 50 тыс. тонн».
MCC Trade отправляет продукцию на склады, которые прошли верификацию и могут обеспечить долгосрочное хранение.
«Мы ощущаем недостаток складов, – пожаловался Исатаев. – Если б было еще больше складов, мы бы еще больше брали. К тому же правительство ставит перед нами задачу – сдерживать цены не только в крупных городах – Алматы и Нур-Султане, но и выйти на другие регионы. Однако это не представляется возможным в силу ограничений в виде складов».
Директор по сорсингу (поиск новых поставщиков) подразделения импорта компании X5 Retail Group Денис Синицын рассказал, что покупатели стали обращать внимание не только на ценник, но и на то, что они едят, уделять больше внимания здоровью, поэтому доля фруктов и овощей в продажах растет.
«Покупатель готов заплатить чуть больше за качественный, экологически чистый продукт, который быстро попадает с поля на полку. Поэтому нужно организовать сервис, который помогает как можно быстрее доставить товар на полки, поможет ретейлеру стать ближе к фермеру. Предоставлять такой сервис должен крупный логистический центр, который хранит полученный от фермеров товар, обрабатывает его и в нужном количестве и качестве отдает в ретейл, минуя различных посредников, которые работают несистемно», – уверен Синицын.
Что предлагают «проводники»
Ответом на все эти «нужно» должна стать Национальная товаропроводящая сеть.
«Розница растет, растет онлайн-торговля, которая требует мойки, упаковки, брендирования продукции, и не только овощей. Крупный ретейл не может работать с фермерами по отдельности, но при этом ретейл требует стандарты. И теперь вопрос – как им обеспечить и стандарты, и объемы? На помощь фермерам должны приходить большие агрологистические консолидационные центры», – считает Михаил Филиппов.
Такие центры принято называть ОРЦ. Есть три типа ОРЦ – хранение, торговля, распределение.
«ОРЦ хранения мы не называем складом или хранилищем, потому что там будет не просто храниться продукция. Это агрологистический комплекс, который будет представлять различные услуги. ОРЦ распределение – это расположенные возле крупных городов большие склады класса А. Продукцию туда завозят оптовики, оттуда ее развозят более мелкими партиями в магазины разных форматов (супермаркеты, «возле дома» и т.д.). ОРЦ торговля – это цивилизованный рынок с соблюдением температурных режимов, санэпидемилогических требований и так далее. Не будет ограничений, кто может торговать в ОРЦ – или сам фермер, или тот, кто купил у фермера», – объяснил Филиппов.
Он также подробно остановился на том, как компания НТС будет строить ОРЦ.
«Мы являемся частным партнером государства и в рамках этого проекта несем все риски. Если мы построили что-то не так, оно не будет работать –это наши затраты. В том числе мы несем все операционные риски. Если мы сделаем так, что у нас картошка не сохранится, то это наши риски. За заполнение объектов, то есть коммерческую составляющую, тоже мы сами отвечаем. Если мы поставили тарифы, которые вам неинтересны, если мы не оказываем какие-то услуги, которые вам нужны, то вы не придете к нам. И это наши риски», – подчеркнул спикер.
По его словам, обычно подобные проекты для частного партнера длятся три года –построили, передали государству, ушли. В Казахстане партнер государства, то есть ТОО «НТРС», будет как минимум 14 лет этой инфраструктурой управлять – загружать товарами, оказывать маркетинговую поддержку и т.д.
«Мы выезжали во все регионы, общались с производителями, строителями, продавцами. Поэтому определение каждой локации, мощность каждого объекта основано на очень серьезном анализе. Потому что мы за это отвечаем деньгами и репутацией. По сути дела, мы занимаемся девелопментом и являемся логистическим оператором».
Доказательством тому, что НТРС прислушивается к мнению своих будущих клиентов — фермеров могут служить проекты ОРЦ в селе Мичурино и Аксу. О них на форуме рассказал Александр Ким, управляющий директор агрологистических центров ТОО «НТРС».
«Мы понимаем, что у нас большое количество контрагентов. Поэтому прием на каждом объекте будет осуществляться в нескольких местах, как минимум в двух. В центре здания две линии предпродажной подготовки. Почему их две? Потому что контрагентов много. Мы изучили, когда вы продаете – два пика в декабре и марте, и подобрали оборудование по мощности, чтоб оно в пике справлялось», – привел примеры Ким.
Он рассказал, что встречался с 30 фермерами павлодарского региона и разобрал с ними все «боли» – когда урожай собирают, какие потоки идут, когда пики загрузки на склады, на чем возят урожай, как его лучше хранить.
«Контейнерами затратнее, но качественнее хранить товар длительное время, поэтому пришли к тому, что сделаем контейнерное хранение, а не хранение навалом. Сделаем так, что даже несколько мелких фермеров смогут заложить свою продукцию в одной камере, что при хранении навалом невозможно, – объяснил выступающий. Кроме того, контейнерный тип хранения – принятый стандарт в ЕС, что в дальнейшем позволит фермерам выходить и на внешние рынки».
Контейнеры будут выдавать фермерам во время уборки урожая. Это позволит ускорить процесс и не тратиться, к примеру, на сетки, куда собирают корнеплоды.
Кроме этого, ОРЦ готов помогать в маркетинге. Так, сейчас бэби кэррот (мини-морковь) считается «неликвидом» у фермеров. На полях ее будет, может, тонна. Кто будет заморачиваться продажей такого количества?
«Но если вас двадцать, то это уже 20 тонн. Я могу позвонить в Magnum, Small или X5 и сказать, что у меня 20 тонн бэби кэррота. То есть вы, объединившись, сможете продавать то, что казалось некондицией», –рассказал еще об одном преимуществе ОРЦ Ким.
По словам Филиппова, агрологистические центры помимо долгосрочного хранения предоставляют комплекс дополнительных услуг – сортировка, калибровка, упаковка, стандартизация.
«НТРС не ведет торговой деятельности – не покупаем, не спекулируем. Мы даем доступ к продвинутой инфраструктуре и тем сервисам, которые требует рынок. Мы создаем условия, чтобы можно было выращивать и продавать стандартизированную продукцию, в сетках, фасованную, как того требует потребитель. Собирая крупные партии на одном объекте, даже от разных производителей, внедрив IT-систему, на которой можно продавать и встречаться с той же X5 Retail, Magnum, «Магнитом» напрямую, мы создаем дополнительные каналы сбыта и обеспечиваем рост продаж, в первую очередь для мелких и средних сельхозпроизводителей», – сказал Филиппов.
Продажи того, что раньше выкидывалось, новые покупатели, лучшее хранение и прочее позволит фермерам больше зарабатывать. Кроме того, это насытит рынок качественными фруктами и овощами, поэтому зимой и весной они перестанут стоить как мясо. Строители ОРЦ обещают, что для конечных покупателей цены на овощи и фрукты могут снизиться на 20%.
*PR-материал