Узбекистан отказывается от экспорта хлопка

Опубликовано
специальный корреспондент по международным рынкам
Его будут перерабатывать внутри страны

Узбекистан отказался от экспорта хлопка-сырца и делает ставку на продажу готовой текстильной продукции. Конкурентоспособность отрасли в стране собираются повышать в том числе за счет контрактного производства – уже есть договоренности, что в Узбекистане будут отшивать одежду для бренда Hugo Boss.

С 2020 года Узбекистан полностью прекратит экспортировать хлопок-сырец. Собранный урожай будет перерабатываться внутри страны, а на зарубежные рынки направят готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. 

Продать свое – купить чужое

Узбекистан сейчас на шестом месте среди крупнейших производителей хлопка в мире, однако в последние годы доля хлопкового волокна в экспорте сельхозпродукции РУз постоянно снижается. Если в 2010 году этот показатель составлял 11,3%, то к 2018 году он опустился до 1,6%. При этом объем внутренней переработки хлопкового волокна увеличился с 7% в 1991 году до 58% в 2018-м. 

Изменения связаны с переориентированием отрасли на внутреннее производство и экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Долгие годы республика, реализуя хлопок-сырец за границу, была вынуждена приобретать готовые изделия у своих же покупателей, но уже по куда более высоким ценам. 

Структурные преобразования, которые были проведены в хлопковой отрасли, привели к созданию специализированных кластеров. Текстильные предприятия, которые в них входят, теперь могут напрямую заказывать и авансировать производство хлопка-сырца у фермеров и других сельхозпроизводителей. Непосредственно на работе хозяйств эти нововведения никак не отразились. Как рассказал «Курсиву» фермер из Гулистана Пардабай Хасанов, раньше он сдавал хлопок в АО «Узпахтасаноат» – это единая организация, ответственная за хлопковую отрасль. Сегодня сырье закупают кластеры.

«Я продаю напрямую хлопкоперерабатывающим заводам, которые входят в эти кластеры. Цена зависит от сорта и типа. Я продаю первый сорт второго типа, который стоит 4,52 млн сумов ($473,6. – «Курсив»)», – рассказал Хасанов. 

По словам фермера, в вопросе экспорта и стоимости хлопка сельхозпроизводители полностью зависят от государства, так как только оно выделяет землю, закупает сырье и устанавливает цены. Минимальный участок, который можно взять для выращивания хлопка, – 100 гектаров, при этом никакие другие культуры на нем возделывать нельзя.

«Некоторые берут и 300. Однако если нет воды для полива, то это может быть затратным делом», – заключил Пардабай Хасанов. 

Даешь урожай

Хлопково-текстильная отрасль стала первой в Узбекистане, где начала применяться кластерная система. В настоящее время на площади более 701 тыс. га реализуется 75 подобных проектов. В этом году в кластерах собрали рекордные 2 млн т хлопка. Поэтому очень часто именно эту систему ставят в пример другим отраслям сельского хозяйства как более успешную и эффективную. 

В Ассоциации «Узтекстильпром» рассказали, что в кластерах активно внедряют передовые агротехнологии, строят новые предприятия и привлекают квалифицированных иностранных специалистов и агрономов.

«Уверена, уже в ближайшие годы мы станем свидетелями прорывного роста в урожайности хлопчатника», – отметила начальник отдела стратегического планирования и координации научно-исследовательской работы Ассоциации «Узтекстильпром» Дильбар Мухамедова.

Все сами

Переориентирование отрасли на экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью предполагает существенные изменения в текстильной промышленности – она должна быть готова к переработке хлопкового волокна в крупных объемах. Резервы есть: по информации Центра экономических исследований, мощности современного оборудования на предприятиях использовались далеко не в полной мере из-за недостаточных объемов поставляемого сырья.

Сегодня в индустрии работает около 7 тыс. предприятий. Хлопково-текстильная промышленность создает больше всего рабочих место в республике – здесь трудятся 220 тыс. работников, ежегодный кадровый прирост – 28,1 тыс. человек.

«Если объем внутренней переработки хлопкового волокна в 2016 году составлял 410 тыс. т, то в текущем году мы ожидаем почти двукратный рост до 760 тыс. т, или более 80% от производимого в стране хлопка. Уже в 2020 году мощности текстильных фабрик позволят полностью перерабатывать хлопок внутри республики, создавая добавленную сто­имость. Аналогичная картина и с экспортом, показатели которого к концу текущего года превысят $2 млрд», – заявила Дильбар Мухамедова. 

Экспорт текстиля из Узбекистана к 2025 году должен вырасти до $7 млрд.

Пустите в Европу 

Главные трудности, с которыми сегодня сталкиваются узбекские экспортеры готовой текстильной продукции, – высокая конкуренция, затрудненный доступ на мировые рынки, дороговизна логис­тики. Транспортные издержки и расходы по кредитам компенсирует правительство РУз. А вот для обеспечения своей конкурентоспособности текстильпром Узбекистана использует самые разные возможности. Например, налаживает сотрудничество с международными брендами. В ноябре стало известно о том, что в Наманганской области будут шить одежду под известной маркой Hugo Boss.

Однако ключевым решением данной проблемы может стать беспошлинный доступ текстиля на европейский рынок.

«Пока наша продукция поступает в Европу с пошлинами от 3% до 10%, что существенно снижает нашу конкурентоспособность в сравнении с производителями, например, из Кыргызстана, Пакистана или Бангладеш, имеющими данную льготу», – подытожила Мухамедова.

Сейчас Узбекистан активно ведет переговоры с Евросоюзом по вопросу распространения на свою продукцию знака GSP+ («генеральная система преференций плюс»), что предполагает беспошлинный ввоз товаров.

В настоящее время текстиль под брендами Uztextile и Made in Uzbekistan экспортируется в 56 стран мира. Крупнейшими из них являются Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Турция и страны Евросоюза.

Читайте также