Сколько казахстанец заплатил за право владеть кораблем «Буран»
Генеральный директор АО «РКК «Байконур» Даурен Муса выкупил часть акций общества за 89 100 рублей (449,1 тыс. тенге). В результате он стал держателем 80% бумаг АО, которому принадлежит орбитальный корабль «Буран». Об этом в суде сообщили представители РКК «Энергия», которая проходит ответчиками по делу о ликвидации РКК «Байконур».
10 декабря 2020 года в Алматы возобновили судебные слушания по иску Комитета государственного имущества и приватизации Минфина РК о ликвидации АО «Ракетно-космическая компания «Байконур». Всего в этом деле значатся шесть ответчиков: АО «РКК «Байконур», генеральный директор «РКК «Байконур» Даурен Муса, Владимир Ширин, Николай Коваленко, РГП «Инфракос» и российское ОАО «РКК «Энергия» имени С. П. Королева» (российская сторона была одним из двух учредителей РКК «Байконур» в 1997 году).
РКК «Энергия» в суде участвовать отказалась и направила отзыв, где говорится, что компания является ненадлежащим ответчиком, так как в 2014 году продала свои акции Даурену Мусе.
«Между ОАО «РКК «Энергия» и гражданином РК Дауреном Мусой был заключен договор о купле-продаже ценных бумаг от 21 август 2014 года. Согласно этому договору ОАО «РКК «Энергия» продала акции в количестве 99 штук, что составляет 49,5% уставного капитала на общую сумму 89 100 рублей (449,1 тыс. тенге по действовавшему тогда курсу Нацбанка – Прим.). Таким образом «Энергия» не является акционером АО «РКК «Байконур», что подтверждается выпиской из реестра держателя ценных бумаг на 8 сентября 2014 года», — зачитала отзыв судья Специализированного экономического суда Алматы.
Также компания считает, что в иске нужно отказать: истец пропустил срок давности по требованию ликвидации «РКК «Байконур», признанию незаконным отчуждение акций в пользу Николая Коваленко и Владимира Ширина.
В Комитете государственного имущества и приватизации не согласились с доводами ОАО «РКК «Энергия».
«Мы считаем, что нарушения деятельности общества, в том числе решения учредителей общества повлекли за собой подачу иска Комитетом. По части исковой давности мы направили иск в суд по установлению срока давности. Мы узнали об этих нарушениях только в январе 2019 года после письма из прокуратуры», — сказала представитель комитета Назым Тлеуханова.
РГП «Инфракос», которому принадлежит 20% акций РКК «Байконур», иск поддержало. Коваленко в суде отсутствовал. Муса и Ширин иск не признали. Даурен Муса сказал, что аргументы представит позже в письменном виде. Владимир Ширин считает сделку по отчуждению в его пользу акций РКК «Байконур» законной, поскольку получил бумаги в счет долга по зарплате.
О Николае Коваленко известно, что одно время он возглавлял РГП «Инфракос». В 2004 году совет директоров КРИСП «Аэлита» (так до 2013 года называлась РКК «Байконур») отдал Коваленко четыре акции, а в 2006 году – 16 акций.
По данным Комитета госимущества РК, 41 акция ушла Владимиру Ширину – в счет погашения задолженности по зарплате. На странице Ширина в LinkedIn написано, что он является управляющим директором РКК «Байконур», а раньше был техническим директором КРИСП «Аэлита».
Напомним, 15 ноября 2020 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин написал в своем Twitter, что «оставшийся «Буран» принадлежит частному лицу из Казахстана»:
«Я пытался забрать его, выкупить, но понять, кто стоит за его владельцем, пока не удалось».
17 ноября Рогозину в Twitter ответил Даурен Муса:
«Космические корабли «Буран 1.02» и ПМ «ОК-МТ 0.07» принадлежат не физлицу, а находятся на балансе АО «РКК «Байконур». Мы затратили много ресурсов, чтобы наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми. Это наша общая история».
Тогда же стало известно, что Комитет государственного имущества и приватизации РК судится с АО «РКК «Байконур». Дело направили в суд еще в июне 2019 года. По разным причинам процесс откладывали до декабря 2020 года.
«Курсив» выяснил, что корабль «Буран», принадлежащий АО «РКК «Байконур», оценивают в 1 352 112 тенге, а макет «Бурана» — в 1 293 100 тенге. Однако редакция не смогла узнать ключевой момент – за какую сумму РКК «Энергия» продала свои акции Даурену Мусе. В суде эти подробности стали известны.
Всего для космических полетов планировалось построить пять «Буранов», но успели только два (третий был готов примерно наполовину). Первый корабль запустили 32 года назад, он был разрушен в 2002 году рухнувшей крышей монтажно-испытательного корпуса.
Второй корабль, из-за которого сейчас идут споры, был готов более чем на 90% и уже привезен на космодром Байконур. Но запуск, запланированный на 1990 год, так и не состоялся.
Третий космический челнок с 2004 по 2011 год стоял на пирсе Химкинского водохранилища и заметно обветшал. В 2011 году орбитальный корабль был перевезен на аэродром в Жуковский и показан на авиасалоне МАКС-2011. С тех пор он так и стоит на аэродроме (комический корабль можно увидеть на снимках со спутника) и ждет реставрации.