Экоактивисты хотят запретить строительство мусоросжигающего завода в Усть-Каменогорске
В Усть-Каменогорске обсуждается проект мусоросжигающего завода, строительство которого намечено на 2022 год. За последние две недели местные исполнительные органы ВКО получили свыше 80 обращений от жителей города и экоактивистов, которые выступают против этой инициативы. Главный аргумент: экологически устаревшую форму энергетической утилизации отходов нельзя применять в селитебной зоне города.
Проект по строительству мусоросжигающего завода в Усть-Каменогорске — один из шести аналогичных предприятий, которые Минэкологии, геологии и природных ресурсов РК предлагает построить в Казахстане. Общая стоимость – более 185 млрд тенге. За реализацию будет отвечать компания ТОО «Waste2Energy», которая зарегистрирована в апреле этого года. Конечным собственником организации является Алия Назарбаева.
Согласно данным из проектной документации, Усть-Каменогорское предприятие по сжиганию мусора предлагается разместить в черте города, рядом с действующим полигоном ТБО. Общественность еще не одобрила проект, слушания запланированы на конец декабря. Тем не менее исполнитель — ТОО «Waste2Energy» — уже получил от акимата Усть-Каменогорска право на аренду земельного участка.
В рамках предварительного обсуждения, в течение месяца по разным информационным каналам в региональный департамент экологии ВКО поступило несколько десятков письменных обращений от горожан. Жители Усть-Каменогорска возмущены тем, что при выборе места под завод не учитывались следующие важные факторы. Общая идея о сжигании ТБО, «спущенная сверху», не учитывает особенное экологически неблагополучное состояние атмосферного воздуха областного центра ВКО. В черте города находятся несколько металлургических заводов, ТЭЦ. И строить в селитебной зоне завод, который будет давать еще 93 тыс. выбросов загрязняющих веществ в год, по мнению обратившихся, неверно.
«На этом участке, который акимат выделил под мусоросжигающий завод, такой объект размещать нельзя в принципе. Мощность этого завода 60 тыс. тонн в год. А согласно нормам, санитарно-защитная зона для заводов по утилизации отходов мощностью более 40 тыс. тонн должна быть не менее километра. В нашем случае до жилья всего 500 метров», — отмечает экоамбассадор Даулет Асанов.
Кроме того, по словам экоактивиста, в процессе сжигания будут выделяться такие опаснейшие газообразные вещества как диоксины и фураны. Это яды, выбросы которых запрещены во многих странах мира.
Эколог, общественник Роман Честных считает этот аргумент ключевым для полного запрета реализации проекта со стороны общественности.
«Несмотря на то, что система очистки будет позволять улавливать эти яды, в Казахстане нет возможности проводить контроль этих веществ. Это не делает ни департамент экологии области, ни Казгидромет. То есть мы понимаем, что на уровне эксплуатации, в случае специальной или случайной остановки очистного оборудования, никто не сможет проконтролировать, что происходит. Это допустимо только в зоне отчуждения. Кроме того, непонятно, почему не были рассмотрены альтернативные способы утилизации ТБО. Например, такие как пиролиз. В нашей области есть опыт такой работы – в городе Риддер», — говорит Роман Честных.
Руководитель департамента экологии ВКО Данияр Алиев сообщил, что все полученные от общественности замечания и предложения будут переданы исполнителям проекта. Компания должна учесть их при составлении проекта ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду – прим. автора). Этот документ организаторы обязаны опубликовать для ознакомления общественности. Только после этого в Усть-Каменогорске будет объявлена дата проведения общественных слушаний по проекту.
Ранее Kursiv.kz писал о том, что уровень переработки твердо-бытовых отходов в Казахстане крайне низок – 18,3%. Строительство шести мусоросжигающих заводов в Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Алматы, Актобе, Караганде и Шымкенте позволит довести этот показатель до 40%.
Предварительно Минэкологии РК распространял информацию о том, что казахстанские мусоросжигающие заводы будут работать в соответствии с требованиями, заложенными в европейской директиве о промышленных выбросах.