По мнению недропользователей, производство биотоплива в Казахстане нецелесообразно технически и экономически. Несмотря на это, власти уже обсуждают соответствующий законопроект и даже рассматривают возможность строительства завода по производству биотоплива.
По задумке разработчиков законопроекта, производство биотоплива должно стать новым прорывным направлением, которое позволит обеспечить значительный рост экономики. В подтверждение серьезности своих намерений члены кабмина даже заявляют о квотировании пищевого сырья, необходимого для производства биоэтанола. «Квоты будут устанавливаться на каждый завод по производству биотоплива один раз в полгода, исходя из его производственной мощности, пропорционально общему объему пищевого сырья, предназначенному для переработки», — поясняет вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев. В связи с этим резонно мнение общественности о том, что производство биотоплива приведет к снижению посевных площадей под злаковые культуры и вызовет угрозу продовольственного кризиса. Однако чиновники уверяют в обратном и ссылаются на опыт США, где научились получать биоэтанол из непищевых продуктов, таких как водоросли. Для нашей страны наиболее оптимальным вариантом в качестве сырья для производства биоэтанола считается использование соломы. Предполагается, что при переработке одной тонны соломы можно получить 0,165 т биоэтанола. Иными словами, из сырья стоимостью $1 будет произведена продукция стоимостью $5.
Столь радужные перспективы большой прибыли не очень воодушевляют представителей отечественной нацкомпании АО НК «Казмунайгаз». Как уверяет главный менеджер департамента нефтепераработки Жанболат Туганов, производство биотоплива потребует реконструкции инфраструктуры и переоборудования НПЗ. «Для этого необходимы несколько специальных установок, общей стоимостью $400 млн», — говорит он «Къ». Таким образом, по его словам, компании невыгодно использовать биоэтанол для нефтепереработки. «Это дорого нам обойдется. К тому же добавление биоэтанола ведет к увеличению себестоимости топлива не в 2 раза, а намного больше», — поясняет он.
Как отмечает его коллега из ТД «Казмунайгаз» Гульмира Даулетчина, одним из негативных факторов биоэтанола является высокая коррозионная активность. «Энергоемкость биоэтанола на 30% ниже, чем у самого бензина. Так, его 5%-е добавление ведет к 15%-му снижению биотоплива», — разъясняет она «Къ». Таким образом, в зависимости от процента биодобавок увеличивается и расход топлива автомобиля.
Не последнюю роль в производстве биотоплива играют погодные условия. Температура застывания биодизеля при добавлении туда 5% рапсового масла ведет к увеличению температуры замерзания до -15 градусов. Поэтому производство биотоплива возможно лишь в странах с умеренным климатом, считает Гульмира Даулетчина.
Кроме того, необходимо учитывать и технические возможности автозаправочных станций, которые на сегодняшний день не обладают соответствующими резервуарными парками и не могут обеспечить герметичность оборудования.
Между тем опасения нефтяников опровергает руководитель АО «Биохим» (Производит биоэтанол. — «Къ») Александр Сутягинский. По его словам, добавление биоэтанола не потребует от НПЗ больших затрат. «На самом деле смешивание других добавок в автоматическом режиме на заводах уже происходит. А биоэтанол — это тоже высокооктановая добавка», — аргументирует он. Для производства биотоплива действительно нужны дополнительные нержавеющие емкости, подтверждает Александр Сутягинский, но ни о каких миллионных капиталовложениях речи нет. «К тому же ничего другого для оздоровления воздуха, в том же Алматы, мы уже не придумаем, равно как и не сократим количество автомобилей», — признает руководитель компании.
Главу «Биохима» поддержал депутат мажилиса Иван Чиркалин. «Мы прекрасно понимаем, что попытка ввести с завтрашнего дня даже стандарт Евро-2 приведет к остановке наших НПЗ. Но со стороны бизнес-сообщества нет посыла к производству более экологичного топлива», — поясняет депутат. По его мнению, смешивание добавок не требует значительных затрат.
Пока нацкомапния препирается с властями, исполнительный директор Казахстанской биотопливной ассоциации Бейсен Донянов подал заявление о строительстве завода по производству биотоплива с использованием соломы. Общая стоимость проекта составляет $110 млн, мощность — 100 млн литров в год. Как выяснилось, завод планируется построить в Алматинской области за счет японской компании GJC. «Кроме того, японские партнеры готовы предоставить все необходимое оборудование. С казахстанской стороны требуется лишь предоставление земельного участка и обеспечение инфраструктуры», — говорит он «Къ». По его словам, в будущем инвесторы намерены построить целую сеть подобных заводов, продукция которых будет направлена на насыщение внутреннего рынка, а затем и на экспорт. Проведение ТЭО завода должно было начаться осенью текущего года, однако все перенеслось. «Официально срок начала строительства еще никто не озвучивал, но я жду финансирования инфраструктуры уже на следующий год, если утвердят, то уже начнем», — поясняет Бейсен Донянов. Данная компания, как выяснилось, уже имеет подобные заводы в Малайзии.
Он также считает, что при правильном подходе производить биотопливо намного выгоднее, чем традиционное. Средняя стоимость литра биотоплива, произведенного в Казахстане, еще не рассчитана, но если покупать солому по цене $30, то получится $0,2 (25 тенге) за литр топлива. Низкие цены на конечный продукт, по его мнению, могут обеспечить использование отходов, которые обычно уничтожаются.
Курсив-справка
В странах Европы производство биотоплива из доступных отходов сельского хозяйства в объеме 3,8 млрд литров в год уменьшает импорт нефти на 5%, приносит доход $350 млн ежегодно, а также создает около 40 тыс. рабочих мест.