North Caspian Operating Company (NCOC) в ближайшие годы намерена применить робототехнику при добыче углеводородов. При этом консорциум не разглашает стоимость проекта, в то время как затраты на создание только одного робота могут составить несколько миллионов долларов США.
Робототехника будет использована для повышения безопасности работ на месторождении Кашаган. Так, консорциум NCOC подписал соглашение с Национальным инженерным центром робототехники университета Карнеги-Меллона и компанией Shell Development Kashagan B.V., которое предусматривает проектирование и создание ростового робота.
NCOC отмечает, что, выполняя различные задания, робот «СенсаБот» сократит риск для человека, работающего в потенциально опасных условиях (Кашаган характеризуется высоким пластовым давлением и содержанием сернистого газа), за счет использования дистанционного управления, а также перемещения рабочих мест с потенциально опасных участков в более безопасные места.
Так, робот, управление которым будет осуществляться с помощью беспроводной сети, будет перемещаться на колесах, но при этом будет иметь возможность подниматься по лестницам. Он будет оснащен слуховыми, зрительными, температурными датчиками, а также газовым детектором. Как сказали «Къ» в NCOC, новшество, которое будет использоваться на Кашагане, заключается в том, что роботы будут работать на суше, а не под водой, как это обычно происходит при добыче углеводородов.
На первоначальную разработку «СенсаБота» потребуется около одного года, и уже после этого начнутся работы по доработке и тестированию. Однако консорциум не разглашает сумму затрат на проект, ссылаясь на коммерческую тайну.
Генеральный директор АО «НИИ «Гидроприбор» Александр Гнеломедов в разговоре с «Къ» сказал, что предприятие отправило свои предложения NCOC по участию в проекте. Он отметил, что стоимость робота определяется его функциональными возможностями и может достигать нескольких миллионов долларов США.
Он обратил внимание и на то, что во всех индустриально-развитых странах для выполнения аварийных, неотложно-восстановительных и других специальных работ, проведение которых связано с риском для жизни человека, используются мобильные робототехнические комплексы (МРК). По данным А. Гнеломедова, в настоящее время в Казахстане используются МРК производства России, Германии, США и применяются они, в основном, для обезвреживания взрывоопасных предметов.
«Вместе с тем анализ научно-технической информации, касающийся проектирования, производства и использования МРК за рубежом, показывает, что сфера их применения расширяется, превращая робототехнику в одно из направлений, которое в ХХI веке будет определять научно-технический, промышленный и оборонный потенциал государства», – сказал он.
«Так как добыча углеводородов является потенциально опасным производством, то индустриально развитые страны переходят на так называемые безлюдные технологии, в которых робототехника является основополагающей», – резюмировал Александр Гнеломедов.
Цитата: СевероКаспийское соглашениеДо января 2009 года Кашаган разрабатывал международный консорциум Agip KCO, правопреемником которого стал NCOC в прежнем составе участников: Shell, «КазМунайГаз», Eni, ExxonMobil, Total (у всех по 16,81% долевого участия), ConocoPhillips (8,4%) и Inpex (7,56%). Согласно СРП, в контрактную территорию буровых работ консорциума входят 4 структуры: Кашаган, Каламкас, Актоты, Кайран. Извлекаемые запасы нефти Кашагана оцениваются в 7-9 млрд баррелей, а общие геологические запасы сырья нефтеносной структуры – в 35 млрд баррелей.