Модернизация ведет к перебоям

Опубликовано
Агентство по защите конкуренции (АЗК) приступило к проверке участников рынка, подозревая их в ценовом сговоре. Страна достигла трехлетнего минимума по объемам производства моторного топлива. Причина может крыться в принятой программе модернизации.

Агентство по защите конкуренции (АЗК) приступило к проверке участников рынка, подозревая их в ценовом сговоре. Страна достигла трехлетнего минимума по объемам производства моторного топлива. Причина может крыться в принятой программе модернизации.

В понедельник АЗК начало проверки автозаправочных станций, поднявших цены на горюче-смазочные материалы. Причиной проведения проверок стали подозрения АЗК относительно возможного ценового сговора топливных оптовиков. Тем временем данные другого агентства, уже по статистике, могут прояснить ситуацию с нехваткой бензина на отечест-венных АЗС.

В апреле было зарегистрировано достижение трехлетнего минимума в производстве моторного топлива: 158 тыс. тонн (причем стоит учесть, что данные по месяцам раньше 2008 года были просто недоступны). Даже учитывая сезонные колебания, это – странно, ведь каждый год в апреле наблюдался рост производства (график 1).

Обычно график выглядит следующим образом: в апреле-мае происходит рост, что связано, в первую очередь, с началом посевной, когда сельхозтехника требует значительных объемов топлива. Затем активная фаза заканчивается и спрос падает, вновь возрастая к августу-сентябрю, в период уборки урожая. Но в этот раз в весенний период наблюдается ярко выраженный спад.

Анализ производства по трем нефтеперерабатывающим заводам дает любопытную картину. Так, лишь Шымкентский НПЗ (ШНОС) повторяет прош-
логоднюю динамику, показывая сохранение объемов переработки.

Атырауский НПЗ демонстрирует падение с начала года (график 2). Трехлетние минимумы АНПЗ и республиканского производства совпадают и приводят к выводу о взаимосвязи этих двух событий. Хотя на заводе с 15 марта по 25 апреля проводился плановый ремонт, данное событие не должно было стать поводом для столь серьезного снижения производства. Так, например, плановые ремонты на ШНОС, проводимые обычно в ноябре, отражаются на общереспубликанской добыче в гораздо меньшей степени, как и ремонты на самом АНПЗ, ранее производимые в октябре-ноябре, при более высоком уровне производства.

Возможно, причиной этого служит высокий уровень износа оборудования, против которого, в свою очередь, направлена принятая программа модернизации отечественного нефтеперерабатывающего комплекса. Как заявлялось ранее, в ходе апрельского ремонта должна была начаться реализация первой фазы этой программы, вовлекающая большее количество оборудования, чем при обычном ремонте. Действительно, увеличение простоя, в свою очередь, могло снизить производство в большей степени. Однако и это не должно было отразить-ся на общем производстве так серьезно, ведь АНПЗ и в самые лучшие времена давал лишь 24% республиканской
переработки.

На Павлодарском нефтехимическом заводе также наблюдается снижение производства (график 3). Причем здесь оно не может быть объяснено ремонтом, который запланирован на конец июня – начало июля. Ситуация весьма любопытная, особенно на фоне вышеописанной ситуации, которую можно дополнить 30–40% импортом из России высокооктановых бензинов – производство с самой глубокой степенью переработки резко снижает показатели. За I квартал 2011 года Павлодарский завод переработал 1 млн тонн нефти, что на 25% меньше запланированного.
В прошлом году ПНХЗ также переработал лишь 4,2 млн тонн из планируемых 4,5 млн тонн. Тогда официальной причиной стало затоваривание завода. Причина этого – неконкурентная цена ПНХЗ в сравнении с другими заводами, считает коммерческий директор
ТОО «ТSS» Жанна Калабаева. ПНХЗ работает на российской нефти, которая покупается дороже казахстанской на других производствах, в итоге себестоимость нефтепродуктов – гораздо выше.

Таким образом, можно сделать два предположения. Первое – о том, что Павлодарский завод имеет проблему со сбытом своей продукции. В этом случае последовательное выравнивание цен с Россией данную проблему решит. Второе – что в связи с программой модернизации потребуется частичное замораживание рабочих мощностей на время ремонта, а следовательно, в эти периоды обеспечение внутреннего рынка будет снижаться. Только рассчитывать на то, что возникший дефицит восполнит российская продукция, уже не приходится: рынок России до сих пор лихорадит, а власти и бизнес не могут найти эффективного решения системного кризиса.

Читайте также