Ресурсы

В Казахстане утвердили Стратегию нацбезопасности на 2021-2025 годы

Она фокусируется на ключевых вызовах, которые ожидаются в ближайшие пять лет

В Казахстане утвердили Стратегию национальной безопасности на 2021–2025 годы. Соответствующий указ 21 июня подписал президент республики Касым-Жомарт Токаев. По словам заместителя председателя правления АО «Институт внешнеполитических исследований» Манарбека Кабазиева, новая стратегия фокусируется на ключевых вызовах, которые ожидаются в ближайшие пять лет. Об этом сообщает МИА «Казинформ».

В указе Токаева говорится о противодействии ключевым вызовам. Среди них продолжение пандемии коронавирусной инфекции и другие угрозы биологической безопасности. Во-вторых, технологические изменения, кардинально преображающие экономику, трудовые отношения, социальную сферу, информационное пространство и коммуникации. В-третьих, кризисные явления на внешних рынках, воздействию которых подвержена финансово-экономическая сфера. В-четвертых, негативное влияние оказывает дальнейшая эскалация напряженности на глобальной и региональной арене. 

Согласно стратегии, во главу угла поставлена безопасность граждан, общества и государства. Стратегия акцентирует внимание на обеспечении безопасности в сфере человеческого капитала – в первую очередь сохранении и преумножении интеллектуального потенциала нации. В число базовых факторов нацбезопасности включено развитие общественного здравоохранения наряду с комплексной работой по обеспечению биологической безопасности.

Как отметил Манарбек Кабазиев, в новой стратегии отражены все изменения, происходящие в мире и актуальные с точки зрения интересов Казахстана. 

«Документ содержит концептуальные, обновленные подходы к защите национальных интересов, обозначенные первым президентом в феврале этого года на заседании Совета безопасности, где рассматривался этот документ. Стратегия фокусируется на ключевых вызовах, которые ожидаются в предстоящие пять лет. Многие страны уже пересматривают свои стратегии национальной безопасности, исходя из меняющихся региональных и внутренних реалий», – сказал он. 

Кроме того, обеспечение экономической безопасности зависит от перехода к модели роста, устойчивой к внешним шокам. Актуальными направлениями выступают продовольственная безопасность, стабильность финансовой системы, минимизация рисков в транспортно-транзитной сферы.

Также среди приоритетов – экологическая безопасность, включая не только защиту экосистем, но и управление природными ресурсами. Особое место здесь занимает водная безопасность страны. Из указа следует, что требуется системно усилить работу по предотвращению и минимизации последствий природных и техногенных катастроф.  

«В сфере информационной безопасности важная роль отводится противодействию растущим киберугрозам, защите персональных данных казахстанцев, информационной инфраструктуры, стратегических объектов и в целом повышению защищенности национального информационного пространства. Обеспечение обороноспособности, продвижение национальных интересов на международной арене входят в число традиционных направлений нацбезопасности. Вместе с тем их содержание претерпело серьезные изменения, отражая новые региональные и глобальные вызовы, в том числе гибридные и асимметричные», – говорится в тексте указа.

Меры по предотвращению угроз будут реализованы Планом действий по управлению рисками национальной безопасности, а также войдут в национальные проекты и другие документы системы госпланирования. Стратегия получает полностью прикладное значение, определяя конкретные целевые показатели касательно защищенности граждан, окружающей среды, снижения рисков социально-экономической сферы и благополучия населения. Формируется единая система индикаторов на основе передовых методов управления стратегическими рисками. Это позволит вести оперативный мониторинг мер по реализации стратегии, оценивать их влияние на состояние безопасности граждан и государства.