Kursiv Research проанализировал структуру экспорта Казахстана по итогам I квартала 2021 года и попытался выявить ключевые точки роста и стресса по основным направлениям.
В первые три месяца года казахстанский экспорт сократился на 19,7% в годовом выражении, однако демонстрировал позитивную динамику по нескольким товарным группам и направлениям. Рос экспорт в страны ЕАЭС и Центральной Азии. Несмотря на продолжающееся сокращение вывоза, нефтепозитивную динамику показывали базовые металлы (особенно железо и сталь), а также сельскохозяйственное сырье.
В качестве источника данных по экспорту использовалась база Trademap Международного торгового центра (ITC) при Всемирной торговой организации. Значения, предоставленные в Trademap, могут иметь незначительные отклонения от тех, что фиксируются казахстанскими статистическими и таможенными органами.
Смена фокуса
Совокупный экспорт Казахстана по итогам января – марта 2021 года составил $11,5 млрд, сократившись к аналогичному периоду прошлого года на 19,7%. Основным фактором снижения валового показателя стало сокращение отгрузки за рубеж ключевого продукта страны – сырой нефти – на 37%. Доля черного золота в общей товарной структуре экспорта в I квартале 2021 года составляла 48%, или $5,6 млрд. Из других топ-10 продуктов казахстанского экспорта снижение объемов показали медная руда (–12%, до $326 млн), природный газ (–54%, до $266 млн), нефтяные масла (–8%, до $157 млн).
Негативная динамика по углеводородам связана в первую очередь со снижением добычи в физических объемах: в первые три месяца года добыча нефти в РК сократилась на 10%, газа – на 9%.
Одновременно вырос экспорт катодной меди, которая (хоть и со значительным отставанием) является вторым по значимости вывозным продуктом страны – на 23%, до $701 млн. Показатель поддерживался как ростом производства внутри страны, так и мировыми ценами на металл, которые в годовом выражении выросли в среднем на 50%.
Для экспортеров черных металлов I квартал оказался очень удачным периодом: им благоволили и мировой спрос (мировые цены на железную руду выросли на 84%), и динамика внутреннего производства (производство железорудных окатышей увеличилось на 4,4%, нерафинированной стали – на 8%, плоского проката – на 26%). Экспорт продукта №3 – феррохрома – вырос на 5%, до $380 млн. Объемы вывоза железорудного сырья возросли почти вдвое (91%, до $217 млн).
По итогам первых трех месяцев текущего года на топ-10 экспортных продуктов РК пришлось 71% всего экспорта. Годом ранее топ-10 собирали 80,4% совокупного экспорта. Концентрация экспорта снизилась из-за проблем с углеводородами, но остается высокой.
Динамика отдельных продуктов товарной номенклатуры отразилась на географической структуре экспорта. Кризис нефтяных цен, а затем и проблемы с добычей углеводородов на фоне растущего спроса и цен на металлы привели к смене фокуса экспортеров.
Упали поставки в ЕС (–25%, до $4,5 млрд), куда Казахстан направляет преимущественно нефть. Второе по объему направление экспорта – Китай – тоже просело (–24%, до $1,8 млрд). Всего в топ-10 направлений экспорта спад фиксируется по шести: кроме ЕС и Китая в этот список попали Турция (–26%), Индия (–50%), Швейцария (–49%) и Корея (–53%).
Позитивная динамика наблюдалась в торговле с Россией (рост экспорта на 19%), Узбекистаном (+33%), Великобританией (+84%) и Объединенными Арабскими Эмиратами (+32%).
При рассмотрении 10 наиболее быстрорастущих статей экспорта (с объемом более $25 млн) обращают внимание объемы экспорта мобильных телефонов, которые в I квартале 2021 года достигли $81 млн (+2098%), который можно объяснить реэкспортом, нацеленным в первую очередь в Узбекистан (64% всего объема продукции этого вида). Бурный рост фиксируется на отдельные виды продуктов черной металлургии: например, рост экспорта полуобработанной стали вырос на 750–820% за год (всего более $100 млн), агломерированного железа – на 189%, различных видов плоского проката – на 94–155%, неагломерированного железа – на 91%, ферросилиция – на 79%. Общий вес топ-10 быстрорастущих групп составляет 7,2% от валового экспорта.
Прокат – в Россию, ячмень в Китай
Kursiv Research определил четыре ключевых направления для анализа продуктовой структуры экспорта. Наименее сложная ситуация с ЕС – около 90% экспорта в эти страны составляют сырая нефть, а также газ и нефтепродукты. Сокращение ее добычи или снижение цены приводит к сокращению поставок. В I квартале 2021 года объем экспорта в ЕС был минимальным за последние пять лет.
Китайское направление также просело значительно, однако если разобрать структуру экспорта, в которой на 10 главных товаров приходится 91% объемов, ситуация видится оптимистичной. При сокращении поставок природного газа (–50%), нефтяных масел (–67%) и необработанного цинка (–17%) рос экспорт основного казахстанского продукта в торговле с КНР – катодной меди (+4%) – и феррохрома (+10%). В списке наиболее быстрорастущих экспортных продуктов (с объемом поставок свыше $2,5 млн) корма для животных, ячмень, кальцинированный и некальцинированный нефтяной кокс, неагломерированное железо, льняное масло, пшеница.
Китай остается наиболее перспективным внешним направлением для Казахстана. Расчеты экспортного потенциала ITC по поставкам в Поднебесную (по итогам 2020 года) показывают, что наибольший потенциал сосредоточен в таких продуктах, как медь (разрыв между потенциалом и фактом $1,7 млрд в год), уран ($1,5 млрд), феррохром ($830 млн), глинозем ($237 млн), первичный алюминий ($160 млн). Разрыв между фактом и потенциалом поставок агропродукции (пшеница, пшеничная мука, ячмень, подсолнечник) превышает $400 млн.
Рост экспорта в РФ обеспечил позитивную динамику экспорта в направлении ЕАЭС в целом: торговля с партнерами по евразинтеграции увеличилась в годовом выражении на 17%, причем поставки в РФ выросли на 19%, в Беларусь – на 9%, а в Кыргызстан упали на 3%, в Армению – на 8%.
Россия, на которую приходится 90% экспорта в ЕАЭС, нарастила потребление казахстанских продуктов металлургии. В топ-10 казахстанской экспортной продукции (по объему – 53% экспорта в РФ) лишь два неметаллургических продукта (газ и уран), причем рост поставок наблюдался по всей группе топ-10, кроме концентратов драгметаллов (–42%). На 91% выросли поставки неагломерированного железа ($181 млн), плоский прокат трех видов рос на 96–179% (всего около $241 млн), на 57% – агломерированного железа ($71 млн), на 15% – металлолома, на 61% – глинозема ($33 млн каждый).
Причина роста экспорта – возросший спрос в российской экономике на фоне быстрого восстановления, драйверами которого являются сектора с высоким спросом на металлы – обрабатывающая промышленность (и конкретно машиностроение), а также строительство.
В топ-10 быстрорастущих вошли четыре продукта из списка 10 основных экспортных статей – два вида плоского проката, неагломерированное железо и уран. Высокую динамику демонстрируют битумиозные угли (+349%), анодная медь (257%) и необработанный цинк (+185%).
Экспорт в Центральную Азию (ЦА) в I квартале 2021 года вырос на 18% и достиг самого высокого значения за последние пять лет – $967 млн, причем две трети этого объема дает узбекское направление. На фоне роста поставок в Узбекистан на треть второй по объему казахстанского экспорта партнер в ЦА – Таджикистан – получил продукции на 4% меньше, чем в аналогичный период прошлого года, Кыргызстан – на 3%, а в Туркменистан казахстанцы стали отгружать на 8% больше.
В структуре поставок основному торговому партнеру в ЦА – Узбекистану – главные 10 продуктов занимают 58%, причем рост наблюдается по всем из них. Традиционно сильные позиции занимают казахстанские производители пшеницы ($139; +22%), наряду с этим продуктом растут и отгрузки пшеничной муки (+5%, до $18 млн). На 38% выросли поставки цемента ($18 млн). Но ядро роста – это медные и цинковые руды, а также плоский прокат и полуобработанная сталь – в сумме эти продукты дают $128 млн. Спрос в РУз, как и в России, разгоняют обрабатывающая промышленность и строительство.
Среди самых быстрорастущих следует отметить поставки живого скота – КРС ($16 млн; +855%) и овец ($8 млн; +8028%), которые активизировались после снятия действовавшего в прошлом году ограничения на экспорт из РК. Статистически заметными стали поставки в Узбекистан казахстанских медикаментов (+1291%, до $4 млн).