Новости

В ЗКО резко выросли цены на мясо

Продавцы прогнозируют повторное подорожание к зиме

В Уральске с начала марта 2021 года начался активный рост цен на мясо в розничных павильонах. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся реализацией мясной продукции, считают, что основной причиной стало подорожание кормов и вывоз мяса в соседние Атыраускую и Мангистаускую области.

Еще одна версия продавцов — некий «серый экспорт» мяса в страны Арабского Востока. Чиновники не отрицают: экспорт есть, но на рост цен он влияния не имеет. По мнению экономистов, государство должно регулировать бизнес, чтобы не нанести ущерб продовольственной безопасности.

Прогнозы предпринимателей – будущий рост цен

По информации бюро национальной статистики, в Западно-Казахстанской области на конец июня 2021 года средние цены на свежее мясо следующие: 1 кг говядины – 2 017 тенге, 1 кг баранины – 1 713 тенге, 1 кг конины – 2086 тенге. Рост цен, исходя из данных начала 2021 года, незначительный: говядина выросла в цене на 149 тенге, баранина — на 208, а конина — на 602 тенге.

Ценники официальные и ценники в городских мясных павильонах сильно различаются. На 25 июля стоимость 1 кг свежей говядины с костями составляет 2 200 тенге, филейная часть, говяжья вырезка – от 2500 до 2800 тенге. 1 кг баранины стоит от 2 600 тенге, за спинку и бедро придется выложить не меньше 2 800 тенге. 1 кг конины стоит минимум 2 400 тенге.

Индивидуальный предприниматель из павильона на рынке «Алтын Алма» Нургуль Нукатова отмечает, что рост цен на мясо был в марте, однако дефицит мяса начался еще раньше. Из-за этого снизились продажи – мало кто может себе позволить платить за мясо на 400-500 тенге дороже прежнего.

«Мы продаем мясо дороже, поскольку и покупаем его дороже у поставщиков. Им же цены повышают фермеры, которые считают свои расходы на откорм скотины и потом ее продают. У фермеров расходы выросли из-за удорожания кормов», — отмечает индивидуальный предприниматель.

По словам Нукатовой, ей сложно достать мясо для торговли, поскольку сейчас все скупщики – посредническое звено между фермером и розничным продавцом – перестали поставлять мясо на уральские рынки. Они предпочитают возить мясо в Атыраускую и Мангистаускую область, где за него предлагают на 100-200 тенге дороже. Сейчас в этих регионах начинается засуха, гибнет скот. Ожидается, что жители этих двух регионов начнут платить за мясо из Уральска еще больше, что повлечет рост цен и в ЗКО.

Еще один представитель мясного бизнеса напомнил, что зарплаты жителей Атырау и Мангистау выше, следовательно, они могут себе позволить переплачивать за мясо. Кроме того, по словам бизнесмена, из ЗКО мясо, помимо экспорта в соседние регионы, уходит и на Ближний Восток – Иран, ОАЭ, Саудовскую Аравию, которые делают упор на баранину. По мнению предпринимателя, государство должно регулировать баланс между экспортом и внутренним потреблением.

Преподаватель экономического факультета ЗКГУ имени Утемисова, экономист Алла Гизатова отметила, что развитое в регионе животноводство не гарантирует дешевизну мяса – наоборот, на хороший товар всегда найдется покупатель.

«То, что сейчас происходит с мясом – вполне нормальная ситуация. В Уральске у людей платежеспособность снизилась, покупать они стали меньше. Сильно сократился спрос на мясо от банкетных залов и ресторанов. Но мясо выращивают все равно, а значит, его нужно куда-то сбывать. Здесь и появляется выход на рынок соседних регионов», — заявила Гизатова.

Экономист считает, что свой вклад в бесконтрольный внутренний экспорт мяса добавил и человеческий фактор. Фермерам проще сдавать мясо скупщикам-оптовикам, которые берут на себя изготовление сертификатов, прохождение лабораторных исследований мяса, ветконтроль и прочие документальные процедуры. Они же режут скот, они же осуществляют транспортировку. К тому же, если фермеру предложат за скот больше, он согласится и не спросит, в какой регион будут продавать это мясо.

А был ли экспорт?

Слова индивидуальных предпринимателей о вывозе мяса из ЗКО в страны Ближнего Востока не подтвердили в территориальной инспекции комитета ветеринарного контроля и надзора по ЗКО. По их данным, последний раз баранину в Иран с территории области отправляли в 2019 году, небольшой партией в 1000 тонн.

Однако экспорт мяса из региона идет регулярно. Так, за прошлый 2020 год в Россию было экспортировано 208 тыс. тонн говядины, 190 тыс. тонн баранины в убойном весе. Также вывозились продукты мясной переработки – 967 тыс. тонн в виде колбасы, тушенки и полуфабрикатов, 151 тыс. тонн субпродуктов в страны Центральной Азии и Российскую Федерацию.

Алла Гизатова считает, что разговоры об экспорте мяса в страны Ближнего Востока не возникли на пустом месте: вывоз может и быть, хотя официально нигде не отражен.

«Наше мясо экспортируется в Российскую Федерацию, его покупает фирма, которая после этого может продавать его как угодно, выдавая за свое. Наверное, это повод задуматься над тем, чтобы «серый» экспорт превратить в «белый» – подписав договоры прямых поставок, облегчив способы получения сертификатов на мясо и изменив закон. Арабские страны сейчас стремительно богатеют и могут себе позволить переплачивать за нашу баранину, тем более, что у нас баранина не мясо на каждый день», — сказала эксперт.

Гизатова отмечает, что область должна делать упор не на вывоз чистого мяса как сырья, а на переработанную продукцию – охлажденное или замороженное мясо, упакованное в вакуум, фарш или готовые нарезанные стейки и медальоны. Таким образом можно будет увеличить себестоимость продукта и создать дополнительные рабочие места.

Что касается внутреннего движения мяса, то таких учетов в территориальной инспекции комитета ветеринарного контроля и надзора по ЗКО нет – для казахстанских рынков не требуется получение дополнительных сертификатов из ведомства. Однако о возможностях рынка Атырауской и Мангистауской области для фермеров говорит положение животноводства в обоих регионах и уровень платежеспособности жителей.

По данным управления сельского хозяйства по ЗКО, регион имеет высокий уровень развития животноводства. На сегодняшний день в области разводят 771 тыс. голов крупного рогатого скота и 1,3 млн голов мелкого рогатого скота, много птицы. При этом население региона составляет 656 тыс. человек, средняя заработная плата составляет 217 тыс. тенге.

В Атырауской области, по данным бюро нацстатистики, проживают 662 тыс. человек, со средней зарплатой в 405 тыс. тенге. Помимо этого, в области большой процент иностранных и внутренних мигрантов, работающих на месторождении. В регионе насчитывается 101 тыс. голов КРС и 284 тыс. голов МРС. В Мангистауской области с населением в 728 тыс. человек и средней зарплатой в 334 тыс. тенге животноводство развито еще слабее. На сегодняшний день там насчитывается 23 тыс. голов КРС и 12,8 тыс. голов МРС.

Запретить – не значить помочь?

Розничные торговцы – владельцы мясных лавок уверены, что в будущем мясо снова возрастет в цене, поскольку в Атырау и Мангистау началась засуха, которая стала причиной сокращения запасов сена и падежа скота. В ЗКО засухи как климатического явления нет, хотя отдельные озера и небольшие реки пересыхают.

«Сенокос у нас идет полным ходом, погода хорошая, джута нет, засушливых явлений нет. Почти половину от необходимых кормов на зиму крестьяне уже запасли — 772 тыс. тонн сена. Так как в соседних регионах засуха и дефицит, мы организовываем мероприятия по оказанию помощи в обеспечении кормами», — заявил заместитель руководителя управления сельского хозяйства по ЗКО Денис Умашев.

Замакима ЗКО Мухтар Манкеев, отвечающий за сферу сельского хозяйства и продовольственной безопасности, считает, что ни засуха, ни экспорт мяса не являются причиной повышения цен на мясо.

«Атырауская и Мангистауская область всегда покупали у нас мясо, и никогда это не было причиной подорожания мяса здесь. Сейчас там идет засуха, возможно, мяса станут увозить немного больше. И опять-таки, не столько, чтобы это влияло на рост цен. Что касается мяса, отправляемого в страны Арабского Востока, то могу сказать, что и здесь нет больших объемов. Мы, как местный исполнительный орган, не можем ограничивать экспорт, чтобы контролировать цены на мясо здесь. Это может сделать Минсельхоз. В целом, у нас мяса достаточно, сами себя обеспечиваем. Большого повышения цен не было, на розничных рынках работают перекупщики, они не показывают реальную картину происходящего», — считает замакима.

Эксперт-экономист Алла Гизатова уверена, что государство может вмешаться в сложившуюся ситуацию для регулирования цен, но сделать это необходимо с умом.

«Если власти и запретят экспорт мяса, это не сломает существующие каналы сбыта – максимум, сократит их. Контрабанда и неучтенный экспорт существовали всегда, поэтому мера эта довольно неэффективная. Что же касается субсидий для животноводов, то они должны быть ограниченными. Бесконтрольное субсидирование, напротив, приведет к повышению цен, так как увеличение денежной массы всегда ведет к инфляции», — отмечает Алла Гизатова.

Ранее сообщалось о том, что власти в пять раз увеличили размеры субсидий для животноводов области. В основном их выделяют на улучшение породы скота. Это дало определенные результаты – прирост скота в области пошел быстрыми темпами, однако до сих пор не достиг собственных показателей периода Советского Союза.