Новости

Предприниматели заявили о возможных схемах ухода от налога на дивиденды

Это может произойти через появление новых учредителей и дробление бизнеса

Предприниматели продолжают высказывать недовольство планами правительства по введению 10%-ного налога на дивиденды. Норма была одобрена мажилисом парламента в двух чтениях и направлена на рассмотрение сената. Исключение в ней составляют выплаты дивидендов физическим лицам на сумму до 30 тыс. МРП в год (95,4 млн тенге), с которых налог не будет взиматься.

Заместитель председателя национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Жаркенов в ходе онлайн-общения с предпринимателями напомнил, что ранее налоговые льготы по дивидендам были предложены в целях развития бизнеса.

«В 2008 году были введены определенные льготы для предпринимателей, чтобы они по истечении трех лет с момента создания юридического лица могли снимать дивиденды без обложения индивидуальным подоходным налогом. При этом в стандартном режиме, то есть до трех лет, ставка индивидуального подоходного налога составляла 5%. Как вы понимаете, данные льготы предусматривались для того, чтобы предприниматели стимулировались в развитии, чтобы могли вкладывать эти дивиденды в какие-то новые проекты и таким образом в целом масштабировали предпринимательскую деятельность в Казахстане. Как мы видим, на протяжении этих 14 лет малый бизнес активно развивался», – сказал он.

Жаркенов отметил, что такая важная норма продвигалась до настоящего момента без экономических расчетов возможного развития ситуации.

«Концептуальная норма стратегического значения, которая влияет на всю экономику Казахстана, сделалась предельно оперативно в крайне усеченном формате и, к сожалению, каких-то расчетов, для чего все это делается, какой-то экономический анализ – ничего такого не было на самом деле», – сказал он.

Бизнесу не дали слово

Предприниматель Берик Заиров отметил, что принял участие в трех заседаниях рабочей группы по налоговым поправкам в мажилисе.

«На первом заседании я озвучил позицию бизнеса о том, что нельзя отделить физическое лицо от компании, потому что это дополнительная нагрузка, налог. На втором заседании вроде бы сказали, что МСБ освободят от этого всего. На третьем сказали, что будет лимит 30 тысяч МРП, что МСБ освобождается от налогов на дивиденды и при этом не дали слова бизнесу. На мой взгляд, нужно было слово дать, потому что 30 тысяч МРП не покрывают весь МСБ. В эти 30 тысяч МРП может входить и крупный бизнес. Какой-нибудь акционер какой-нибудь крупной компании получает дивиденды до 30 тысяч МРП и освобождается от налогообложения. То есть не было сегментирования МСБ и крупного бизнеса. Ориентир шел на физлица», – сказал он.

Заиров отметил, что на последнем заседании аргументация была очень слабая. «Если бы у них была сильная аргументация, анализ, расчеты, думаю, можно было бы уделить 10–15 минут, чтобы бизнес высказался», – подчеркнул он.

По его мнению, в результате введения налога на дивиденды пострадает прежде всего средний бизнес.

«При выплате зарплаты своим сотрудникам я оплачиваю налоги около 35%, НДС – 12%. Полученная прибыль облагается налогом на прибыль – корпоративный подоходный налог – 20%. В итоге я, предприниматель, по итогам года забираю свою прибыль. Но сейчас мою чистую прибыль предлагают еще дополнительно облагать налогом. В мажилисе почему-то докладывают о том, что якобы физические лица освобождены. Но меня как физическое лицо нельзя отделять от моей компании. Компания – моя, я вложил туда деньги, заработал, получил прибыль и эта прибыль моя. Почему они отделяют физическое лицо от компании? Здесь у нас получается двойное налогообложение. Выходит, моя прибыль облагается 20%-ным налогом плюс облагается 10%-ным налогом. Итого почти 30%-ный налог. Поэтому мы, малый и средний бизнес, в корне с этим не согласны», – сказал Заиров.

Найдутся лазейки

Он отметил, что освобождение от налога дивидендов до 30 тыс. МРП не коснется многих представителей среднего бизнеса, по которому порог по налогооблагаемому доходу составляет 3 млн МРП. Такая мера, по его мнению, дестимулирует развитие бизнеса из малого в средний.

«Сейчас средний бизнес увидел лазейку не дробить свой бизнес, а включать в качестве учредителей членов своих семей. К примеру, у него самого лимит 30 тыс. МРП. Он включает свою жену и, получается, у них на двоих будет 60 тыс. МРП. И в таком ключе. На мой взгляд, нам, бизнесу, не нужно идти на эти ухищрения. Чем больше мы на это идем, тем более уязвимыми мы становимся, когда Миннацэкономики, Минфин вводят другие поправки», – сказал Заиров, отметив, что нужно отстаивать свои права.

Предприниматель Андрей Хорунжий отметил, что крупный бизнес в любом случае понесет крупные потери от нововведения, а в целом государство простимулирует крупный и средний бизнес к дроблению.

«Это в любом случае будет антистимулирующим действием для крупных инвесторов. Они получат дополнительную налоговую нагрузку и, соответственно, будут менее заинтересованы инвестировать в развитие бизнеса в нашей стране. А средний и малый бизнес найдет какие-то выводы прибыли, чтобы вообще прибыль в налоговом и бухгалтерском учете не возникала и, соответственно, это не принесет дополнительных доходов в бюджет… В любом случае законными путями бизнес найдет варианты неувеличения своей налоговой нагрузки. Бизнес просто начнет дробиться. Начнутся какие-то ликвидационные процессы старых предприятий и так далее», – сказал он.

По его мнению, новшества не принесут государству того результата, который оно планирует получить от дополнительного налогообложения дивидендов внутри страны.