Рынок готов получать доходность ниже базовой ставки в 14,5%. Дальнейший ее рост будет оказывать все менее существенный эффект. Возможно, влияние базовой ставки на спрос на инструменты ДКП не такое высокое или идет с лагом. Об этом заявил инвестиционный аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев в ходе круглого стола, организованного Kursiv.media, посвященного вопросам макроэкономического регулирования и кредитно-денежной политике.
По его словам, рынок госдолга все меньше подвергается влиянию базовой ставки. Оразбаев отмечает, что размещение госдолга несколько отвязалось от базовой ставки в последнее время. По логике доходность долга должна быть выше ставки. Возможно, рынок считает, что через два года ставка будет меньше, чем сейчас.
После повышения ставки Нацбанка рост доходности госдолга оказался небольшим. По выпуску МЕУКАМ-180 2 (2-летние) доходность выросла с 14% до 14,13%. По выпуску МЕУКАМ-156 (5-летние) доходность выросла с 13,71% до 13,85%. Ставка Нацбанка составляет 14,5%.
Также он подчеркнул, что в 2020 году средний спред между доходностями и базовой ставкой по 2-летнему госдолгу была равна 1,5%, а сейчас — (-0,4%). По 5-летнему долгу в 2021 году средний спред был равен 1,1%, а сейчас эквивалентно -0,7%.
Ранее автор Telegram-канала Finance.kz Андрей Чеботарев сообщил, что 28 июля Минфин провел спецторги по размещению облигаций и смог привлечь только 5,7 млрд тенге. Он отмечает, что спрос на пятилетние облигации с доходностью 13,85% годовых составил всего 0,5%, удалось привлечь лишь 193,2 млн тенге. Спрос на двухлетние облигации с доходностью 14,1% годовых составил 8,4%, привлечено 5,5 млрд тенге. «Повышая ставку, мы сами вгоняем себя в долги, без понижения кредитных рейтингов, без санкций – ставки по нашему госдолгу выросли на 4–5 п.п. При этом спрос падает, просто потому, что даже по таким ставкам нет большого количества желающих покупать этот госдолг», – написал он.
По его словам, доля монетарной инфляции довольно низкая. Влияют импорт и различные факторы в производствах продуктов питания. Продовольственные товары производятся местными силами. Хотя и доля импорта в некоторых позициях довольно высока (30–60%): мясо, масла и жиры растительные, сахар, фрукты. Вес подобных позиций в инфляции составляет примерно 20%.
«Высокая доля российского импорта и невозможность быстрой замены товаров также влияет на инфляцию из-за укрепления рубля. Если есть казахстанский производитель, который захочет заменить российский импорт, ставший дорогим из-за курса, для этого ему нужна уверенность в том, что курс рубля будет оставаться таким высоким довольно долгое время. Производство открыть за пару дней нереально. Уверенности в курсе у рынка нет», – сказал он.
Вероятнее всего, стимуляция спроса больше происходит через резкий рост затрат бюджета и зарплат. По его словам, зарплаты казахстанцев во втором квартале 2022 года выросли в годовом выражении на 24%, реальный рост составил 8,9%. Возникает вопрос оправданности такого результата при росте ВВП в 3-4%.
Данияр Оразбаев отмечает, что влияние базовой ставки на кредиты и депозиты также невысокие. Наблюдается влияние на процентные ставки кредитов юрлицам. Однако ставки кредитов физлицам стабильны. Как минимум по кредитам процентный канал стал работать хуже, так как доля юрлиц в кредитах снизилась с 67% в конце 2015 года до 40,3% в июне 2022 года. К концу июня рост кредитов физлицам составил 40%, юрлицам лишь 13%.
В последний раз месяц к месяцу объемы кредитования падали в феврале 2021 года, когда ставка была 9% и находилась на этом уровне долгое время. Рост кредитования происходит независимо от базовой ставки.
Кроме того, доля тенговых депозитов не растет. Наблюдается также снижение темпов роста таких вкладов. Объем валютных депозитов возможно достиг порогового уровня, ниже которого темпы падения будут более медленными или незначительными.
«Начинается изымание ликвидности на денежном рынке. Последний раз снижение базовой ставки происходило после начала такого процесса. Возможно, мы в начале этого», – сказал он и добавил, что в прошлый раз экономические агенты активно одалживали ликвидность Нацбанку, несмотря на снижение базовой ставки и ее сохранение на уровне примерно в 9–9,5%. Теперь же банки с ноября 2021 по апрель 2022 года вернули себе большую часть этой ликвидности, несмотря на рост ставки.
В 2022 году Нацбанк повышал базовую ставку четыре раза. Последнее повышение было объявлено 25 июля до 14,5% с процентным коридором +/– 1 п.п при годовом уровне инфляции в 15%. Объясняя очередное решение о повышении ставки, в Нацбанке заявили, что инфляция существенно превысила прогнозную траекторию.
Тем временем часть экспертного сообщества считает, что повышение ставки фундаментально не влияет на уровень инфляции, тем более в долгосрочной перспективе. Как сообщает Интерфакс, по мнению аналитика Ассоциации финансистов Казахстана Зарины Скрипченко, снизить инфляционное давление с помощью повышения ставки будет затруднительно. Инфляция в Казахстане помимо спроса связана с трудностями на стороне предложения: перебоями в логистических цепочках поставок, ростом издержек производителей из-за высоких цен на сырье, дефицитом отдельных товаров.
Такого же мнения придерживается аналитик «Финам» Андрей Маслов. По его словам, повышение процентной ставки негативно влияет на экономический рост, так как возрастает стоимость заемного капитала, а также не лучшим образом отражается на потреблении и общем потребительском поведении населения. Маслов ожидает дальнейшее замедление роста ВВП Казахстана в 2022 году. Если по итогам января – мая ВВП вырос на 4,6%, то по итогам полугодия рост составил 3,4%.