Государство должно сохранить контроль над предприятиями оборонно-промышленного комплекса, отказавшись от их приватизации. К этому обязывает сложная геополитическая ситуация в мире.
С соответствующим запросом на имя вице-премьера Романа Скляра на пленарном заседании сената парламента 20 октября обратился депутат, член комитета сената по международным отношениям, обороне и безопасности Нуржан Нурсипатов.
«Прошу в нынешних сложных геополитических условиях пересмотреть планы по приватизации указанных оборонных предприятий путем их полного либо частичного сохранения у государства, имея в виду введение права «золотой акции» или определенной доли. Выработать и информировать о реализации единой государственной политики в части приобретения вооружения и военной техники в рамках гособоронзаказа, приоритетом которой является поддержка и развитие собственного оборонно-промышленного комплекса», – сказал он.
Он отметил, что постановлением правительства в декабре 2020 года было принято решение о приватизации девяти отечественных оборонных предприятий. Данное число в августе 2022 было сокращено до пяти.
В частности, в числе последних значится АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения», на технологическую модернизацию которого в течение 2018–2020 годов из бюджета было выделено около 4,4 млрд тенге. Приватизации также подлежит оборонное предприятие АО «Тыныс» (город Кокшетау), имеющее на протяжении ряда лет устойчивую динамику роста.
«На торги выставлены, как видим, прибыльные либо предприятия, уставный капитал которых в течение предыдущих лет пополнялся исключительно за счет бюджета страны. На сегодня процедура позволяет в случае признания торгов несостоявшимися реализовать их по цене вдвое дешевле оценочной стоимости. Назрела необходимость поддержать оборонные предприятия, в первую очередь в которых степень локализации составила 50% и более», – сказал он.
В качестве примера депутат привел завод по производству бронированной техники «Казахстан парамаунт инжиниринг», который довел долю местного содержания до 70%, осуществив трансферт технологий и став единственным в Центрально-Азиатском регионе производителем колесной бронированной техники. Однако, по словам Нурсипатова, предприятие лишено возможности дальнейшего развития ввиду отсутствия единой государственной политики по приобретению и обслуживанию бронетехники. Так, на протяжении нескольких лет с заводом то заключался меморандум о сотрудничестве с военным ведомством по приобретению техники, то эти намерения пересматривались.
Кроме того, отметил депутат, по-прежнему сохраняется разобщенность бюджета силовых органов, когда одни госорганы приобретают вооружение и военное технику, согласно законодательству о государственных закупках, а другие аналогичное имущество закупают в рамках гособоронзаказа.
Правительство, отвечая на депутатский запрос в июне 2021 года, сообщило о проработке уполномоченным органом при формировании республиканского бюджета на 2022–2024 годы вопросов по передаче ему бюджетов министерств по ЧС и внутренних дел в части оборонного заказа, однако на практике ситуация так и не изменилась. Нурсипатов сообщил, что перераспределение в бюджете страны на указанные и последующие годы не предусмотрено.
В сентябре главный конструктор ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» Ильгиз Сафиулин рассказал, что ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» планирует запустить в республике завод по производству гусеничной техники двойного назначения. Ранее предприятие производило только колесные бронированные машины, которые поставляются в том числе в рамках гособоронзаказа.